Обрисовать весь мир: интервью с художницей Александрой Дикой

В своем блоге в Instagram Александра Дикая называет себя «ментором организации творческого хаоса». Украинский иллюстратор и дизайнер приехала в Минск на фестиваль «Салатовая ворона» со своей лекцией «Экосистема бренда личности». После лекции мы поговорили о ее большом пути проб и ошибок, принципах в работе, вдохновении и даже нашли сходства между творческими людьми и масонами.

Текст: Ксения Соснина
Фото: Ольга Столярова

«Минск ­– очень просторный город. Здесь хочется начать жить заново», – говорит Александра Дикая – хрупкая девушка в канареечном платье. Простая, но такая вдохновляющая фраза сразу дарит улыбку аудитории, пришедшей на лекцию художницы. Кажется, что все творчество Дикой построено на принципе «просто и волшебно», но за кажущейся непосредственностью стоит много работы.

О развитии и эмоциях

– Как ты думаешь, что побуждает человека заниматься творчеством?

Мне кажется, созидание и склонность менять окружающую среду – это нормальная потребность разумного существа. Наверное, это нас и отличает от животных – человек может создавать что-то образное. Я слушала лекцию Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться», где она задала вопрос: «На столе стоит стакан. Зачем мы его рисуем?». Это все потребность человека во внутреннем росте. Мы должны развиваться. Сама Вселенная стремится к усложнению: даже структура обыкновенного цветка делится на составные уровни. Человеку тоже нужно быть многогранным, чтобы больше давать миру.

– Ты когда-нибудь выплескивала эмоции во время работы?

Да. В различные негативные моменты своей жизни я, вместо того чтобы кого-то винить, с головой уходила в творчество и создавала что-то хорошее. У меня есть серия рисунков про чай, которую я рисовала в первую очередь для себя, когда искала успокоение. Людям они понравились. Такие энергетически заряженные иллюстрации находят большой отклик. Сложность работы не так важна, как смысл, который ты в нее вкладываешь.

Сложность работы не так важна, как смысл, который ты в нее вкладываешь.

О работе дизайнера и иллюстратора

– Как давно ты работаешь иллюстратором?

Сначала я работала дизайнером. В 2007 году я уехала из своего маленького города Ватутино и поступила в университет в Черкассах. На первом курсе начала подрабатывать, а на третьем уже устроилась официально. Как иллюстратор я стартовала в 2014 году. Первая моя работа – календарь «Всякие звери». Муж придумал несколько стихов, я словила эту идею, дополнила, и за две ночи создала календарь. Из-за того, что я нарисовала много картинок, у меня начал вырабатываться определенный стиль. Потом появились серии «Алфавит профессий» и «Алфавит рождественский», которые я загрузила на стоковые сервисы. Это так выстрелило! Хоть изначально у меня не было цели продавать «Алфавиты», мне просто захотелось их нарисовать. В итоге дизайнером я работаю 11 лет, а иллюстратором – 5.

– А кто ты по образованию?

Магистр индустриального дизайна. Это по части внешнего вида предметной среды: дизайн мебели, корпусов автомобилей и самолетов. Нас учили комплексному подходу, благодаря которому я никогда не смотрю узко на вещи. Если делаешь стул, подумай, где он будет стоять, кто на нем будет сидеть, и так далее. В маркетинге есть такие понятия, как портрет персонажа и портрет целевой аудитории, это важно использовать и в дизайне.

Нас учили комплексному подходу, благодаря которому я никогда не смотрю узко на вещи.

– Какой деятельностью ты занималась, пока была дизайнером?

Я долго себя искала. Сначала работала в рекламном агентстве, делала дизайн визиток, баннеров и билбордов. Моим первым заказом был сайт ритуальных услуг. Потом я ушла в другое рекламное агентство, которое стало для меня школой жизни. Я там работала полтора месяца – это была учебная практика. Мне должны были заплатить, но в итоге никто этого не сделал. Я приходила в это агентство раньше всех и уходила последняя. Я не понравилась руководству: внешне была одуванчиком, а на деле оказалась сильнее. Меня хотели сломать. И хоть ничего не вышло, каждое мое утро начиналось со слез. Я понимала, что способна на большее. Конечно, с этого места работы я ушла.

Меня хотели сломать. И хоть ничего не вышло, каждое мое утро начиналось со слез.

Некоторое время я работала с партнером из этого агентства, создавала дизайн для сервисов и сайтов. А однажды мне ВКонтакте написала девушка с предложением работы веб-дизайнера. Я подумала, что это какой-то спам, но мой муж уговорил меня сходить на собеседование. Так, имея на руках всего парочку достойных работ, я попала в IT-компанию, в которой проработала впоследствии почти шесть лет, хотя пришла туда нулевым дизайнером. После года работы я получила предложение от нашего CEO создать отдел дизайна. На разработку студии мне дали два месяца. Это был стресс для меня, потому что я не понимала, что нужно делать. Потом все наладилось, я нашла дизайнера и взяла его на обучение. Позже в студии образовалась команда из девяти человек. Вместе мы проработали около двух лет. Я погрузилась в менеджмент, стратегии, бухгалтерию, практически перестала рисовать и заниматься дизайном. Общалась с заказчиками и координировала проекты, но не была практиком. На этой работе я ночевала, постоянно защищала свою команду, тратила здоровье. Я начала терять навык в руках и поняла: хватит. Было сложно, но пришлось попрощаться с ребятами. Мы были как семья. После ухода с работы я ездила в школу нейромаркетинга, очень много путешествовала. Беларусь стала 22-ой страной, которую я посетила за последние три года.

О постоянном возвращении в иллюстрацию

– Как ты стала известным иллюстратором?

Моя социальная жизнь началась с кулинарного блога. Мне нравилось что-то выпекать, а потом фотографировать результаты. В тот момент в нашем доме появились два кота – белый Клауд и рыжий Ричард. Они очень интересовались тем, что я делаю. В итоге я назвала группу ВКонтакте “CR Cooking” – готовим с Клаудом и Ричардом. Там я потихоньку начала рисовать рецепты. Но я не знала, что могу дать людям, просто выкладывая картинки. Поэтому много рисовала бесплатно и от души для подписчиков группы: планировщики на неделю, портреты. Сейчас я нахожусь на том уровне, когда могу не работать на заказ, но в то время я бесплатно работала на свое имя.

Сейчас я нахожусь на том уровне, когда могу не работать на заказ, но в то время я бесплатно работала на свое имя.

Моя страница Вконтакте набирала подписчиков, меня стали звать на мероприятия, я стала печатать открытки и что-то разыгрывать. Потом коллега мне показал Instagram. Понятное дело, сначала я постила котиков. Специально я аккаунт не развивала, люди сами подписывались. Когда набралось 4 тысячи подписчиков, я поняла, что можно публиковать иллюстрации. Мои первые работы были выполнены в векторном стиле. Когда я начала участвовать в челленджах, освоила растровую графику.

А полтора года назад я совершенно случайно попала на собеседование. Шла по улице с другом и встретила его знакомого, который спросил у меня: «Это ты мыла слона в инстаграме?». Он так впечатлился одним из моих фото со Шри-Ланки, что пригласил пообщаться за кофе. Слово за слово, и вот я уже работаю в огромной IT-компании, которая, в основном, занимается чат-ботами. Для меня создали должность идеегенератора и мотиватора команды. Я проработала год и поняла, что выдохлась, и, по факту, могу больше в другом контексте. Пришлось уволиться, хоть компания и обалденная. Это как уйти из Google.

Ты когда-нибудь ставила перед собой цель работать иллюстратором?

Нет, меня жизнь сама всегда к этому возвращает. Рисую-то я с детства. Поступала на дизайнера – пришла к графике. Пошла в IT – начала продавать свои иллюстрации через стоки. Однажды рисовала и одновременно слушала аудиокнигу «Пьер Гюнт» Ибсена. Там был эпизод, где главный герой пьесы влипает во что-то невидимое. Он спрашивает, что это, и слышит ответ: это кривая судьбы. Критики называют это «норвежской кривой», которая тебя возвращает в то место, где ты должен быть. И я подумала, что меня постоянно возвращает в иллюстрацию. Поэтому единственное, что я делаю всегда – верю в свои силы. А что будет дальше, не знаю. Для меня иллюстрация – это способ делиться чем-то внутри и менять сознание людей.

О курсе Аdd Magic

– Откуда взялся термин «экосистема бренда личности»?

Я его сама придумала, так как все сравниваю с живыми организмами. Мне нравится подавать сложные понятия образно: бренд – растущее дерево, курс Add Magic – морское путешествие, где мы строим корабль и отправляемся в путь.

– Что собой представляет курс Add Magic?

Раньше это были лекции пять дней подряд. Я выходила в прямой эфир с помощью вебинарной платформы и рассказывала, как от идеи проекта дойти до его реализации. Но у людей быстро исчезает мотивация, и я поняла, что участникам нужно что-то делать уже во время курса. Я пересмотрела всю программу и добавила домашние задания, подключила обратную связь. Сейчас курс длится 23 дня. В нем много правил, но моя команда делает все, чтобы людям было комфортно. Add Magic – что-то вроде закрытого комьюнити, как Лига плюща. Мне важно, чтобы участники чувствовали себя частью чего-то тайного и сокровенного.

– Вы словно творческие масоны.

Да, обрисуем весь мир!

– Какие есть тонкости в общении с аудиторией?

Заинтересованным в Add Magic я говорю сразу: либо вы мне доверяете, либо нам не по пути. Мне важно видеть открытых людей на курсе, ведь это не просто теория, это большой обмен энергией и передача опыта. Я хочу передавать то, что я знаю тем, кто готов воспринимать.

Заинтересованным в Add Magic я говорю сразу: либо вы мне доверяете, либо нам не по пути.

О челленджах

– Чем ты занимаешься сейчас, помимо Add Magic?

Иногда консультирую бизнесы, работаю с аудиторией Instagram, провожу челленджи. Но Add Magic занимает 90% времени. В этот период я не рисую, а полностью поглощена работой на курсе.

– Как проходят челленджи и зачем это нужно?

Однажды внутри меня возникла потребность делиться не просто результатами своего творчества, а ростками идей. Меня угнетала конкурентность в творческом мире – словно если кто-то возьмет кусок пирога популярности, другому достанется меньше. Захотелось объединяться с людьми, заряжать энергией, делиться идеями до их реализации, нести философию взаимоподдержки и доброты. Челлендж – вызов самому себе рисовать каждый день – обычно посвящен определенной теме: осени, любви, зимним праздникам. И уже в рамках большой темы я даю простор для творчества. В разных челленджах разная схема формирования тем, иногда это одинаковые темы для всех, иногда они зависят от даты рождения человека, или судьбы, как, например, в челлендже «Ботанические тайны».

Меня угнетала конкурентность в творческом мире – словно если кто-то возьмет кусок пирога популярности, другому достанется меньше.

Сейчас, к сожалению, челленджи и марафоны стали коммерцией, зачастую участие в них платно, с кучей подписок, призами и целью раскрутки. Я же хочу донести, что нужно помнить о душе и посвящать хоть немного времени своим истинным желаниям.

О странах и советах

– Есть ли какая-то специфика работы иллюстратора в Украине?

Есть специфика в плане налогообложения. Я декларирую все свои доходы – мне важно спать спокойно. Вообще все зависит не от страны проживания иллюстратора, а от заказчика. Китайцы нереально вежливые и ведут объемные переписки. Англичане же лаконичные. Наши люди более открытые и эмоциональные, но им не хватает культуры. Я работала со многими странами, а если говорить про открытки, то их разве что в Африке не покупали. Хотя религиозные миссионеры из Черкасс возили мои новогодние открытки в Конго, чтобы рассказать деткам о наших обычаях, так что и Африку можно включить в список.

– Ты привносишь в свои работы частички украинской идентичности?

Да, все девочки в моих иллюстрациях волевые и сильные. Украинская женщина – она такая. А еще я много чего шифрую в работах, рисую руны, глифы, скрытые символы. Это меня пример Леонардо да Винчи вдохновляет.

– Есть ли у тебя советы для тех, кто хочет добиться успеха?

Стараюсь не советовать и не отговаривать, а просто делюсь своим опытом. Могу, конечно, рассказать о своих ошибках, но если люди хотят прийти к моему результату, им необходимо пройти через трудности. Каждый должен прожить свою историю. Если посмотреть мой Instagram, кажется: ой, как здорово, девочка в платье и с дредами! А в жизни у меня было много стрессовых ситуаций. Это растило стержень внутри.

Стараюсь не советовать и не отговаривать, а просто делюсь своим опытом.

О персонажах, трендах и плагиате

– На лекции ты сказала, что написала в 14 лет книгу и до сих пор изображаешь ее персонажей. О чем твоя история?

Мои персонажи сегодня – это девочка Каталина с енотами. Мир Каталины – фэнтезийный, с глубокой философией, основан на психотипах. В книге есть много психологии, зашифрованной в сказку. Эта история помогала мне справиться с тогдашними переживаниями. Сейчас я разрываюсь между большой и продуманной историей, написанной в детстве, и чем-то попроще – с енотами и простыми добрыми историями.

– Ты задумывалась о том, чтобы выпустить иллюстрированную книгу про Каталину?

Конечно. К этому все идет. Мне хочется рисовать Каталину, я ее изображаю даже во время челленджей.

– Ты следишь за профилями других иллюстраторов?

Скорее слежу за трендами, а не изучаю конкретно чье-то творчество. Мне больше нравится вдохновляться профилями фотографов, например, Джулии Бреннер. Они с мужем живут в Португалии и ведут эко-жизнь. Любуюсь красивыми видами Норвегии и Англии на фотографиях Марты Марии Форсберг. Подписана на профили Visit Copenhagen и другие подобные аккаунты, где постят архитектуру города.

– Как ты относишься к плагиату?

Моя реакция на плагиат зависит от душевного состояния. Если день не задался, и кто-то присылает мне картинку, срисованную с моей, я очень переживаю. А в те моменты, когда я чувствую себя победителем, мне просто некогда реагировать. Ведь человек, который плагиатит, всегда будет вторым. Не нужно опускаться до конфликтов, так только себе хуже сделаешь. А если кто-то копирует, чтобы набить руку – пусть лучше делает это не на публику, либо честно указывает, что это копия.

О внутренней энергии и вдохновении

– А что тебе помогает поддерживать в себе мотивацию, не опускать руки?

Я сама стараюсь раскапывать в себе внутреннюю энергию. А когда совсем не справляюсь, слушаю Тома Билье (Thomas Bilyeu). Мне нравятся его интервью с нейрофизиологами, мотивационными спикерами, писателями и т.д. Особо вдохновляют полученные знания по устройству мозга. Меня возвращает к жизни осознание того, как работает организм. Иногда мозгу нужно перезарядиться, сделать перерыв. Я тогда сажусь и рисую, или путешествую. А если ленюсь, то расписываю на бумаге, к чему это может привести. Спрашиваю себя: ты готова от чего-то отказаться из-за лени?

А если ленюсь, то расписываю на бумаге, к чему это может привести.

– Если бы тебя попросили повесить вдохновляющие картинки на мудборд, что бы это было?

Все, что касается осени. А еще Амстердам, Гданьск, туманные утренние горы, кофе, единороги, белые кролики…

– Чего от тебя ждать в ближайшем будущем?

Как минимум артбук. Также будет еще один курс Add Magic и очередной челлендж Inktober.

(с) ALOVAK

Расскажите друзьям

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий

  Subscribe  
Notify of