Волшебный мир существ Мандрагоры: интервью с Инной Романченко

 «Сохранить кусочек леса между стёклами, чтобы морозной зимой окунаться в лесную сказку. Маленькая магия, шероховатые облачка ягеля, темно-золотые крылья омелы… Не могу без всего этого», – сможете ли вы по этой цитате с Instagram-профиля догадаться, чем занимается наша новая героиня? Нет, она не писательница, хотя и любит выдумывать сказки о своих чудовищах – так ласково художник и мастер по текстилю Инна Романченко, или Мандрагора, называет свои удивительные творения. Мы заглянули в магический мир Инны и узнали больше о ее творческом процессе.

Текст подготовила: Ксения Соснина
Фото: Алена Дроздова

“В этом названии чувствуется сила”

— Инна, как вы поняли, что хотите заниматься рукоделием?

Я с детства любила шить – игрушки, одежду для кукол, а еще рисовать. Так эти увлечения превратились в мою нынешнюю работу.

— Что изменилось в вашем творчестве с момента создания первых изделий?

Одними из первых были две птицы – утка и чомга. Я шила их из ткани, добавляла кружева, чтобы передать фактуру птичьих перьев, расписывала их акрилом. Эти птицы участвовали в первой кукольной выставке Панна-Doll’я.

С тех пор изменилось многое – повысился уровень моих работ, улучшилась техника исполнения. Когда занимаешься любимым делом, непрерывно совершенствуешься. Думаю, мне удалось создать свой собственный мир и населить его странными существами.

Думаю, мне удалось создать свой собственный мир и населить его странными существами.

— Почему вы назвались Мандрагорой?

Mandragora-root – это развернутое название моего творческого проекта. Мне нравится изучать ботанические рисунки, старинные изображения растений, их латинские названия, древние предания, средневековые легенды… А мандрагора – одно из самых загадочных растений. В этом названии чувствуется сила. Даже друзья называют меня Мандрагорой.

«Творчество – моя любимая работа»

— Как повлияло полученное образование на ваше творчество?

Я училась на факультете народной культуры в педагогическом университете. Это помогло мне раскрыться как творческой личности. Я поступила туда после 11 класса и практически ничего не умела. Заставляла себя тянуться за сильными одногруппниками. Рисунок, живопись, народные ремесла – с каждым годом это давалось мне легче, и учиться было очень интересно.

— Кого бы вы могли назвать своим учителем?

Учителя у меня довольно абстрактны – вдохновение, наблюдательность, усидчивость, интерес. Есть у меня и любимые авторы. Их работы – огромный стимул создавать что-то свое, неповторимое и интересное.

— На ваш взгляд, возможно ли жить и зарабатывать одним лишь творчеством?

Да, творчество – моя любимая работа. Это бесконечный восторг – работать и заниматься любимым делом одновременно. Чтобы зарабатывать достаточно, нужно много трудиться. Не только создавать новые образы, но и рекламировать, продавать их. Приходится осваивать маркетинг.

Чтобы зарабатывать достаточно, нужно много трудиться. Не только создавать новые образы, но и рекламировать, продавать их.

— Как вы планируете свое рабочее время?

У меня не бывает четкого разграничения на рабочий день или выходной. Я могу пробыть в лесу весь день, а вечером, если вдруг посетит вдохновение, за несколько часов создать новое существо. Конечно, когда я планирую участие в выставке, приходится распределять время и силы более тщательно, составлять список дел. Люблю переключиться на что-то, когда устаю от создания чудовищ – тогда иду расписывать двери или стены, шить себе платье, убираться в мастерской.

«Не хочется зажимать свое воображение в какие-то рамки»

— Опишите процесс создания персонажа. Как к вам приходят идеи?   

Когда образ возникает в моем воображении, я стараюсь его зарисовать. Затем делаю выкройку и сшиваю детали. Иногда это превращается в долгий и сложный процесс – так было с коллекцией «Мандрагорин Лес».

Мой любимый этап – цвет! Он предполагает бесконечное количество вариантов. Я люблю сочетать несколько оттенков сразу. Думаю, моя авторская техника ближе всего к грунтованному текстилю, только с некоторыми отличиями.

Я люблю текстиль – он податлив, его можно красить, мочить, склеивать, пришивать детали друг к другу, декорировать бусинами, кружевами. Работы из текстиля не такие хрупкие, как лепные, например.

— А создаете ли вы изделия на заказ?

Я очень редко беру заказы, чаще всего это могут быть повторы моих некоторых работ. Думаю, мое мнение про работу на заказ совпадает с тем, как на это смотрят и другие художники – это непросто. Вдохновению не прикажешь, и не хочется зажимать свое воображение в какие-то рамки. Ведь часто задумываешь один образ, а выходит совершенно другой. С заказом так не посвоевольничаешь. Но бывает, что заказчик сам дает толчок к созданию чего-то неповторимого и интересного и полностью доверяет, не опасаясь за результат – это очень мотивирует!

— Что бы вы могли посоветовать новичкам? Как найти свой путь в творчестве?

Начинающим мастерам (да и себе, в первую очередь) могу посоветовать не терять времени, оставляя внезапные идеи «на потом», а творить здесь и сейчас. Не лениться! Искать вдохновение везде, сохранять то, что побуждает творить и придумывать. Делать зарисовки, эскизы, записывать мысли о возникших образах, пробовать раскрыть себя, бесконечно совершенствовать свою технику.

Начинающим мастерам (да и себе, в первую очередь) могу посоветовать не терять времени, оставляя внезапные идеи «на потом», а творить здесь и сейчас. Не лениться!

«В моем творческом аккаунте открыта дверь в мой волшебный мир существ…»

— Вы активно ведете Instagram, и при его просмотре складывается приятная картинка: девушка живет в лесу с двумя рыжими котами, создает текстильных монстров и радуется жизни. А что происходит по ту сторону кадра?

Конечно, я показываю людям только те моменты, которые им интересно и приятно наблюдать. У меня бывает плохое настроение, но в таком случае я не позволяю себе это выставлять. Есть и сугубо личные элементы жизни, которые остаются только со мной. В моем творческом аккаунте открыта дверь в мой волшебный мир существ, а личное пусть остается личным.

На фото у меня не бывает пластиковых коробок, пакетов и прочих неэстетичных деталей нашей жизни, но я не прячу их специально. Я очень ценю красоту вокруг себя, стараюсь соответствующе обставлять свой дом. Приятно, когда глаза видят гармоничную картинку.

А еще я живу не в лесу, а в квартире в центре города. На природе живу только летом – в небольшом дачном домике, где пасутся мои рыжие коты и растут сосны и красные дубы. В лесу люблю бывать в любое время года, много фотографирую и многое выкладываю – отсюда, наверное, и впечатление о моей загородной жизни. Это моя мечта – жить в своем доме, окруженным лесом, купаться в лесном озере, слушать птиц и тишину, окунаться в туман… И работать в своей мастерской с большими окнами, чтобы солнечные лучи пронзали все пространство.

— Расскажите об участии в выставках творчества и рукоделия, какую пользу они вам приносят?

Участие в таких мероприятиях – это и самопрезентация, и вдохновение, и опыт. Когда ставишь цель поехать на выставку, начинаешь активно творить, чтобы достойно представить свои работы среди других художников. На кукольных выставках царит особая атмосфера… Это чудесно – временно окунуться в мир кукол и творчества. Интересно также приезжать на выставку в другую страну, где собираются мастера со всего мира. Такое объединение культур, стилей и направлений восхищает и дает большой толчок к развитию своего творчества. Некоторые выставки (как, например, Fantanima в Японии) проводятся дистанционно – я отправляю туда свои работы, и они покоряют мир самостоятельно.

Когда ставишь цель поехать на выставку, начинаешь активно творить, чтобы достойно представить свои работы среди других художников.

— Ваши изделия настолько уникальные, встречаетесь ли вы с плагиатом и как к нему относитесь?

Резко негативно. Считаю это грубым воровством и невежеством. Иногда сталкиваюсь с копированием (в основном, бездарным) моих работ и очень расстраиваюсь и злюсь. Понятно, что в начале творческого пути можно опираться на чей-то богатый опыт, брать его за основу, создавая свой неповторимый образ, но нагло копировать и получать за это деньги… Это бессовестно!

«Но мои чудовища всё равно получаются добрыми»

— Как бы вы описали магическую вселенную, населенную вашими существами?

Мой мир – это волшебный лес, в котором живут, зимуют, прячутся под корнями деревьев, шуршат листьями маленькие (и не очень) существа – мандрагорины чудовища. У каждого из них своя история, своя маленькая сказка.

Безусловно, мои чудовища добрые, несмотря на зубки, клычки и коварные хитрющие взгляды. Я люблю это определение – «чудовища», оно очень чётко передает сущность моих творений – они не «милы и пушисты», а когтисты. Это отражение моего внутреннего мира: я люблю страшные сказки, мрачные картины, пейзажи и тона, люблю и страшных кукол, но мои чудовища всё равно получаются добрыми.

Я люблю это определение – «чудовища», оно очень чётко передает сущность моих творений – они не «милы и пушисты», а когтисты.

— А сталкивались ли вы с негативными отзывами в связи с «когтистостью» чудовищ? Как реагируете на такое?

Как ни удивительно, за весь мой творческий путь было всего пару комментариев об «ужасности» и «жуткости» моих работ. Но все мы разные, с неодинаковыми вкусами и пристрастиями, поэтому я спокойно отношусь к таким оценкам.

Однажды мне написали, что мои работы прекрасны, но иметь их дома – «никогда!!!!». Потому что они слишком живые, могут бегать и разговаривать, и это очень жутко! 🙂 А ведь я иногда еще пишу маленькие сказки про своих существ, «оживляю» их.

— С какими персонажами могли бы подружиться мандрагорины чудовища? 

Думаю, толкиеновским хоббитам понравилось бы общаться с моими существами. Да и троллям Брайана Фрауда они приглянулись бы.

— Если бы ваши коты могли говорить, что бы они сказали о вашем творчестве?

Коты часто принимают в нем участие. Об этом свидетельствуют кошачьи следы на столе и полу, которые я специально не смываю – очень нравятся. А уж как в фотосессиях участвовать горазды! Коты любят сидеть и наблюдать за созданием моих чудовищ. Особенно их привлекает банка с водой для мытья кисточек. Думаю, им интересно со мной жить, и они могли бы мне давать советы, какие усы кому пришить, или в какой цвет покрасить нос вооон того гриба.

«Вдохновение я черпаю в лесу»

— Представьте, что вам нужно срочно завершить работу над изделием, но настроение совсем не то. Куда бы вы отправились и что бы сделали для поднятия духа и поиска вдохновения?

Вдохновение я черпаю в лесу. Для меня это место силы. Все эти запахи, звуки, визуальные образы – невероятный источник! Еще люблю читать, слушать и листать книги. Это могут быть сказки, саги о викингах, легенды о волшебных существах, мир Толкиена, древнеславянские мифы. Даже из прочтения описания растения может родиться новый образ!

— Какие у вас планы на будущее?

Планов у меня много – это участие в таллинской и японской выставках весной, реализация моей давней задумки – книги со сказками о моих существах, пошив своей коллекции платьев. Хочу научиться работать со стеклом и металлом, заняться ботанической живописью… В мире столько интересного и столько возможностей, что нужно лишь захотеть и открыть для них свое сердце!

В мире столько интересного и столько возможностей, что нужно лишь захотеть и открыть для них свое сердце!

(с) ALOVAK

Расскажите друзьям

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий

  Subscribe  
Notify of