Путь к иллюстрации Воли Кузьмич: Не повернуть и не разворачиваться

Иллюстрации художницы Воли Кузьмич можно встретить в книгах, мобильных приложениях, и даже на пачках португальского сахара. Ее анимационные ролики и графику заказывают крупные коммерческие марки вроде McDonalds и Nestle, экологические инициативы и муниципалитеты городов Швеции. А открытки и сувениры с эмоциональными рисунками Воли продаются в самых известных магазинах подарков Минска. Наша героиня – пример того, как человек с образованием математика может получить более 30 побед на фестивалях рекламы и творчества. Мы взяли интервью у Воли на фестивале «Салатовая ворона» и узнали, как она к этому пришла.

Текст: Катерина Буто
Фото: Юра Сидун
Иллюстрации: Воля Кузьмич

«Я бы с радостью снова прошла этот путь»

— Воля, ты закончила мехмат БГУ, получила второе высшее образование — юридическое, но по специальности никогда не работала. Можно ли сказать, что твой путь к иллюстрации был долгим?

Я бы сказала не долгим, а сознательным. В детстве я рисовала всегда, бывало, зарисовывала за день по альбому, папа закупал их с запасом. Это всегда было со мной не как отдельная наука или умение, которым нужно овладеть, а просто как данность. А вот математика меня привлекала и интриговала своей точностью и неизвестностью. Поэтому, когда пришло время выбирать образование в 13 лет, я остановилась на физико-математическом факультете в лицее. А потом втянулась и поступила на механико-математический факультет БГУ.

Юридическое же образование стало текущей потребностью. Я на то время активно занималась студенческим движением, и, чтобы более глубоко понимать предмет, пошла изучать право в Белорусском государственном экономическом университете. Но все это время я рисовала. В школе – для себя и друзей, в студенческое время – иллюстрации для промо-продукции, открыток, бумажных изданий, стикеров и другой промопродукции.

— Если бы можно было повернуть время назад, стала ли бы ты получать два образования не связанных с иллюстрацией?

Да, я бы с радостью снова прошла этот путь. Даже сейчас иногда забегаю в главный корпус университета посмотреть расписание, поискать знакомые фамилии преподавателей, поздороваться. Для меня иллюстрация и анимация – это инструмент для визуализации тем, с которыми работаю. И имея различные образования, а с ними разный опыт, я чувствую себя богаче.

— И все же, как повлияло на тебя и твое творчество образование математика и юриста?

Сочетание технологий и творчества отличает мои проекты. Высшая математика научила меня организованности, системности, умению создавать свой мир. Именно через математику я пришла в анимацию и получила эту суперсилу 🙂

Мы в студенческое время загорелись созданием мультфильмов. Начали с классического подхода: есть Воля, которая умеет рисовать, есть программист, который будет что-то «кодить», и есть дизайнер, который будет упаковывать полученный продукт в обертку. Однако, когда я втянулась в Flash, то не оставила другим работы, так как поняла, что я нашла полностью свое: рисовала, делала анимацию и кодила ActionScript для интерактива.

Сегодня я работаю с новыми технологиями. Мне интересна цифровая векторная иллюстрация и ее интеграция в мобильные приложения и веб-проекты. Я не имею дела с красками и холстами ежедневно, хотя иногда и их использую. Мои иллюстрации решают задачи. Как сформулировать и донести до нужной аудитории какое-то сообщение? Каждый раз подбираю инструменты: иллюстрация, анимация, интерактив, меткий сюжет и юмор. Начинается каждый проект обычно с карандаша и листа бумаги, а после оттачивается в одной из графических программ большого пакета Adobe.

Сочетание технологий и творчества отличает мои проекты.

«Мне все время хотелось делать что-то полезное и улучшать мир»

— Кого бы ты могла назвать своим учителем в иллюстрации?

Мои первые учителя – это родители. Я родилась на Полесье, и все мое детство прошло там, в деревне, рядом со многочисленными родственниками, братьями-сестрами. Папа покупал мне альбомы, краски, выписывал журнал «Юный художник». И учил меня двум правилам в иллюстрации: анатомии улыбки и пропорциям тела. Оба правила я сейчас сознательно нарушаю, но каждый раз с теплотой их вспоминаю. Скобками рисую улыбку и неравные пропорции очень люблю. Руки могут быть значительно больше или меньше ног, если это то, что может придать персонажу нужную эмоцию или характер. Теперь я понимаю эти правила так: наблюдательность (это про улыбку) и баланс (это про пропорции).

А мама научила усидчивости и целеустремленности. Невозможно получить урожай с сегодня на завтра. Это долгий процесс, и он требует терпения и труда, ни одним из этапов нельзя пренебрегать. Невозможно получить хороший результат сразу, необходима системность и дальновидность. При создании серии иллюстраций, например, нужно провести аналитическую работу, чтобы каждый образ был обоснованным, разработать все эскизы, определить цветовую гамму, чтобы все получилось в одном стиле и работало на общий результат.

Я очень люблю учиться – у профессионалов из моей сферы, из книг, интернета, а также просто у людей вокруг. Каждый харизматичный человек – это вдохновение и возможный прообраз одного из моих будущих персонажей. Я не училась в художественной школе и не имела преподавателя, который бы меня вел и помогал искать свой стиль. На момент, когда я уже профессионально занималась иллюстрацией, было поздно, потому что мне же работать надо. Это всегда торг с собой – или взяться за новый проект, или сделать паузу для учебы. Я стараюсь этот баланс искать и учиться ежедневно, особенно новым технологиям. Для этого выбираю скорее не учебные программы, а изучаю конкретные вопросы, которые меня интересуют. Стараюсь следить и за темами, которые граничат с иллюстрацией – рынок мобильных игр, полезных приложений.

Это всегда торг с собой – или взяться за новый проект, или сделать паузу для учебы.

— Какой момент стал переломным в твоей жизни: как иллюстрация стала твоей работой?

У меня не было такого момента понимания, что я сразу стала иллюстратором. Можно сказать, что я никогда не сворачивала со своего пути, а тем более, мне не приходилось разворачиваться и выбирать другое направление. Как человеку, глубоко интересующемуся социальными темами, мне все время хотелось делать что-то полезное и улучшать мир. И я знала, что если нужно рассказать про определенную проблему визуальными средствами, я могу это нарисовать. Это как идти по дороге своим путем, а на обочинах видеть много проблем и возможностей. Справа, например, мусор разбросан – убираю, слева – котик брошен, подбираю. Но я буду более эффективной, если воспользуюсь в таких ситуациях своими профессиональными способностями и озвучу проблему, чтобы на нее обратили внимание и другие. Например, нарисую плакат про мусор и котиков, чтобы к решению задачи присоединилось больше людей.

Я делала и делаю много некоммерческих проектов. Работы получали известность и приносили награды. За всем этим по цепочке шли клиенты, которые начали заказывать все больше и больше, пока я не почувствовала себя маленькой фабрикой. В какой-то момент стало очевидно, что приходится выбирать, так как на все увлечения не хватает времени. И я постепенно закончила другие мои занятия и сконцентрировалась на том, что нравится мне больше всего. Теперь я работаю в инновационном стартапе, что позволяет с азартом следить, как технологии искусственного интеллекта меняют мир, выполняю заказы для мировых марок вроде McDonalds и Nestle, а также для локальных некоммерческих организаций. Параллельно я выпускаю коллекцию своей авторской сувенирной продукции и иллюстрирую книги.

Я никогда не сворачивала со своего пути, а тем более, мне не приходилось разворачиваться и выбирать другое направление.

«Все клиенты, с которыми я работаю, идеальные»

— Как ты предлагаешь свои услуги сейчас? Какими ресурсами / площадками пользуешься и почему?

Мне кажется наиболее естественным, когда о тебе как о профессионале говорят твои работы. Поэтому в каждый проект я стараюсь вложить свои самые актуальные знания. Обычно клиенты сами ко мне обращаются, есть постоянные, и работает механизм рекомендаций. Однако продвижением всегда стоит заниматься. Самое главное – иметь портфолио. Платформа не столько важна, сейчас много возможностей, однако какая-витрина стиля, цветов и самых заметных работ должна быть.

Я размещаю свое портфолио на Behance. Хорошо помню момент, когда пересмотрела свои работы, как коммерческие, так и некоммерческие, выбрала наиболее характерные для меня проекты и опубликовала там. Было чувство, будто погружаюсь в глубокую воду, так как это платформа, на которой можно общаться с клиентами и творцами со всего мира. Behance привел ко мне зарубежных заказчиков и помог смотреть на себя и свой стиль в мировом контексте.

Советую размещать работы, в направлении которых хотелось бы развиваться, так как очень часто у творческих людей есть порывы работать в различных сферах. Лучше выбрать один стиль и смотреть на себя на шаг вперед, чтобы такие заказы и приходили.

Также в продвижении помогают участия в конкурсах, фестивалях – это все реклама, которая работает, а также добавляет чувство контекста и помогает подытожить сделанные проекты. Конечно же, следует понимать значимость социальных сетей как рекламного инструмента, куда же теперь без них.

Лучше выбрать один стиль и смотреть на себя на шаг вперед, чтобы такие заказы и приходили.

— Твой идеальный клиент – какой он? Бывают такие идеальные клиенты вообще?

Абсолютно так! Есть, и их много. Вправду, все клиенты, с которыми я работаю, идеальные. Клиент – это твой партнер и твое отражение. На то, на сколько идеальный клиент, влияет то, на сколько в этот момент я сама идеальная, насколько мне близка тема проекта, и насколько он позволяет экспериментировать. Мне всегда приятнее работать с темами, которые делают мир лучше. Поэтому, например, я не работаю с алкогольными брендами.

Когда появляется новый клиент, мы обсуждаем все возможные вопросы, чтобы найти общий язык, и создаем так называемый бриф. Даже если клиент говорит, что доверяет мне во всем, мы все равно делаем это. Каждый, во всяком случае, имеет какое-то видение результате на эмоциональном уровне. Поэтому в брифе есть обязательный пункт «эмоции». Я спрашиваю, какие эмоции должны чувствовать люди при просмотре продукта, который мы создадим. Поэтому идеальный клиент – тот, с которым в начале проведена работа для выяснения всех моментов, которые нужны для выполнения заказа. Эта прелюдия – непременное условие каждого успешного проекта.

Поэтому идеальный клиент – тот, с которым в начале проведена работа для выяснения всех моментов, которые нужны для выполнения заказа.

«Нужно уважать собственную работу …»

— Как стать востребованным иллюстратором и получать награды на фестивалях и конкурсах? Какие бы советы ты могла дать тем, кто только начинает свой творческий путь?

Я бы, наверное, не делила советы для творцов и людей других профессий, они универсальны. Прежде всего – любить то, что ты делаешь. Это когда глаза горят, и ты можешь идти на работу, даже если за окном холодный осенний дождь, так как знаешь, что тебя ждет, например, «толпа диназавриков», как меня 🙂

А второе: все время учиться. Как бы не затягивало рисование котиков, к примеру, нужно присматриваться к новым сферам, придумывать, где еще эти «котики» могут понадобиться. Это то, что вдохновляет и помогает развиваться.

— А если это все есть, но успех и востребованность не приходят, что можно сделать?

Надо полететь куда-нибудь далеко на день-два, или просто поехать электричкой из города, но максимально выпасть из своей привычной рутины, чтобы попытаться абстрагироваться и посмотреть на свое дело извне. Может аудитория не знает о вашей работе, и стоит подумать о ее продвижении? Учиться нужно не только непосредственно рисовать, а учиться позиционировать себя и искать ниши, ходить на тематические ивенты и фестивали, быть в контексте.

Учиться нужно не только непосредственно рисовать, а учиться позиционировать себя и искать ниши, ходить на тематические ивенты и фестивали, быть в контексте.

— Как творческому человеку оценить себя? Не стесняться называть свои цены за работу, не занижать их?

Если продаешь собственный продукт, всегда следует помнить, сколько было вложено в его создание. В подростковом возрасте я часто ездила с родителями на рынок, мы привозили в Минск клубнику. Пробегаешь утром по рядам, пока родители раскладывают ягоды, и смотришь, что уже предлагается, какие сорта есть, какие цены. Рынок помогает увидеть контекст и предложения коллег. Но твоя цена – это та, за которую комфортно работать конкретно тебе, с учетом того, как росла клубника, много ли ее у тебя и другие причины. Уже собирая клубнику, мама знала приблизительную стоимость, за которую мы их будем продавать, так как ягоды – это только итоговый продукт, а рынок и предложения других – повод убедиться в своих расчетах и ​​увидеть свою особенность. То же и с иллюстрацией, ведь творческий продукт – это не нарезка деталей на заводском станке, а результат исследования сферы, принятия ряда решений и только в итоге – визуал.

Однако очевидный плюс иллюстрации – она ​​не испортится, и ее стоимость не упадет так мгновенно, как это бывает с клубникой. Поэтому следует уважать собственную работу, не стесняться называть цены, любить свой продукт и не занижать стоимость, если это приводит к душевному беспокойству.

«Я пытаюсь рационально подходить к мечтам»

— С какими сложностями ты сталкиваешься в работе и как с ними борешься?

Я перфекционист и люблю детали. Чувствую немыслимое удовольствие, когда вижу, что все части проекта сделаны слаженно, ответственно и с любовью. Поэтому иногда приходится выбирать: сделать все самой или давить на коллег для получения нужного результата. И я часто давлю! Еще один момент – это важность презентационной работы. Каждый визуальный продукт – результат определенного хода мыслей. Они не менее важны, чем само решение. Поэтому просто предъявить результат в большинстве случаев недостаточно, следует показать весь путь. Почему именно такой элемент взят за основу, почему такой стиль, почему такие цвета, почему именно такая эмоция? Тогда коллеги или клиент сами пробегают вашим путем и удовлетворенно видят логику решения.

Поэтому просто предъявить результат в большинстве случаев недостаточно, следует показать весь путь.

— Чего тебе не хватает для абсолютного счастья в творческой деятельности?

Количество часов в днях не увеличишь, поэтому я пытаюсь рационально подходить к мечтам и счастью. Я бы хотела сделать гораздо больше: рисовать мультфильмы, образовательные игры, выпускать книги и делать веселые провокации. В принципе, это то, что я и делаю сейчас, однако хочется еще. Большинство идей записываю в свой «идейный» блокнот, чтобы отпускали меня хотя бы на время и не просились к реализации здесь и сейчас. Хотя есть те, которые все же проскакивают без очереди.

«Я вообще не верю в вдохновение»

— Что тебя вдохновляет?

Я вообще не верю в вдохновение. Более того, считаю, что если работа связана с вдохновением – то оно становится рабочим инструментом, а значит, должно быть всегда. Поэтому сажусь и начинаю рисовать, так как знаю, что я должна выполнить свою работу, и нет времени размышлять.

Но есть вещи, которые меня подпитывают эмоционально и благодаря которым я могу быть более эффективной или, как говорят, «вдохновленной». Мой бодрый подход ко всему базируется на самых главных ценностях для меня: семья, родной двор, Полесье. Поэтому я регулярно возвращаюсь домой на эмоциональную подзарядку. Забросить вещи в багажник авто, усесться всем вместе и лететь домой на Полесье – любимое дело выходного дня.

Мой бодрый подход ко всему базируется на самых главных ценностях для меня: семья, родной двор, Полесье.

— Бывают моменты, когда опускаются руки? Что помогает вернуться в рабочее состояние?

Тогда переключаюсь на другой проект. В большинстве случаев я работаю параллельно над несколькими, либо в рамках одного большого есть подзадачи. Успех на каждом из шагов воодушевляет на следующий. Как только чувствую пробуксовывание в проекте, не давлю, а переключаюсь на другой, потом возвращаясь и смотря по-новому. Это всегда помогает. Где-то в фоне в голове эта задача все равно ищет решения.

— Ну и в завершение, расскажи, над чем работаешь сейчас.

Самый интересный проект для меня всегда последний. Ведь именно в него вкладываю все полученные ранее знания и им горю, изучая новое. Поэтому, сейчас мое сердце принадлежит оранжевому динозавру Nicola, единственному, который выжил, так как читал книги. Такой визуальный концепт я делаю в рамках проекта Readtoplay. Я занимаюсь самым любимым делом: созданием персонажей и анимацией. Это проект, который делают белорусы, но с расчетом на весь мир, и это приложение, которое стимулирует детей читать больше. Инструмент, который позволяет родителям контролировать время, которое дети проводят в устройствах, чтобы мотивировать их делать более полезные вещи – читать, например. То есть не запрещать игры, а наоборот, делать чтение более интересным. Это объединение искусственного интеллекта и эмоциональности человека. Наша программа понимает эмоции и реагирует на них. Для меня здесь есть еще и новые вызовы – работа с технологиями, когда приходится изучать самые новые возможности мобильной анимации буквально находясь на связи с их разработчиками со всего мира.

Анонс в СМИ уже состоялся, а в конце осени наша работа будет доступна для скачивания. Для белорусов планируется бесплатный доступ, а также белорусским детским домам будут презентованы 1000 планшетов с этим приложением.

Вопросы слушателей фестиваля «Салатовая ворона»

и читателей ALOVAK

— Возможно ли в нашей стране иллюстраторам зарабатывать достаточно для жизни? Обязательно для этого должны быть иностранные клиенты?

Абсолютно необязательно! В Беларуси много компаний, которые готовы делиться этой сферой ответственности – искать визуальное решение задачи. Радостно видеть, что такая работа востребована. Большинство моих проектов – для Беларуси.

— Как сочетаете работы иллюстратора и мамы?

Для меня это одна работа. Лев родился, когда я уже была иллюстратором, он другой жизни не знает. Мама рисует – значит, мама работает. В нашей семье мы стараемся сделать так, чтобы всем было комфортно, чтобы максимальное количество времени проводить с сыном, воспитывать его и реализовываться самим. Поэтому моя профессия – это часть нашего общего механизма, и она невозможна без слаженной работы всех деталей. Мой муж Юра Сидун мне очень сильно помогает. Многие проекты мы стараемся делать вместе. Все определяется через ежедневные соглашения всех трех, а иногда и четырех, если считать кота. На большинстве моих мастер-классов и презентаций Лев где-то рядом и иногда пытается быть полезным.

— Если бы не иллюстратором, то кем бы вы стали?

В любом случае, наверное, это было бы что-то связанное с общественными и социальными темами. Как я уже объясняла, иллюстрация – это мой инструмент, с помощью которого я пытаюсь решать какие-то задачи. Поэтому я бы выбрала какой-то другой инструмент, чтобы эти темы доносить.

— Как относитесь к плагиату?

Не люблю! Даже слово такое неприятное 🙂 Возмущаюсь, когда мои работы берут без разрешения. Но другое дело, что я стараюсь с каждого негатива вытянуть хоть какой-то процент позитива, так как иначе можно загрустить и надумать, что мир катится-то не туда. Например, если я вижу, что кто-то взял мою идею, я делаю вывод, что это очень крутая тема, и ее нужно развивать. В любом случае, тот, кто перенял мою идею, не догонит мои мысли, потому что не знает всего пути их решения, результатом которых стала моя иллюстрация. Этим себя утешаю.

— Как планировать свое время, когда много дел?

Я постоянно нахожусь в поиске новых программ для планирования, чтобы указывать в их списки нужных дел и выполнять их. Понимаю, что проект не может быть сделанным в один день, я каждый раз просчитываю, сколько я должна сделать ежедневно и из разных проектов, чтобы успеть в дедлайн.

— Поток идей у ​​вас всегда есть?

Может случиться тишина, когда я отдыхаю. Поэтому я не люблю отдыхать долго, мои близкие знают, что я могу это делать только 4 дня. А после начинаю дергаться, мне становится скучно, все мои мысли уже в рисунках и персонажах. Поэтому если мы планируем путешествия, даже иностранные, то не рассчитываем сидеть на одном месте больше 4 дней.

(с) ALOVAK

Расскажите друзьям

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий

  Subscribe  
Notify of