Умеете ли вы обращаться с цветом? Сколько времени и сил тратите на пробы и ошибки, подбирая подходящие краски и наилучшие сочетания? Из этой статьи вы узнаете о пяти упражнениях для изучения теории цвета.
Текст подготовила: Вера Сирота
Иллюстрации: из книги Н. Леланд “Цвет в изобразительном искусстве”
Фото заглавное: Мадина Канзитдинова
Изучать колористику важно независимо от того, каким именно художественным материалам вы отдаете предпочтение. Занимаетесь ли вы живописью, каллиграфией, вязанием, шитьем или вышивкой, рисуете цветными карандашами или пастелью… Знание теории цвета обязательно пригодится вам в вашем творчестве.
В книге «Цвет в изобразительном искусстве» художник Нита Леланд учит находить оригинальные комбинации и составлять лучшие цветовые комбинации, придавая своим творческим проектам непревзойденный колорит.
Основы теории цвета
Фундаментальная теория цвета предполагает существование основных цветов, при смешивании которых образуются все остальные. Традиционно основными пигментами в живописи считаются красный, желтый и синий.
В идеале красный, желтый и синий пигменты можно смешивать в разных комбинациях и получать вторичные цвета: из красного и синего получается фиолетовый, из красного и желтого — оранжевый, из желтого и синего — зеленый.
Если смешать вторичный цвет с основным, получается третичный цвет, название которого обычно представляет собой комбинацию исходных цветов (сине-зеленый, красно-оранжевый и т.п.). Когда вы используете акриловые, масляные, акварельные краски и гуашь, производные цвета получаются темнее, чем исходные.
Предлагаем вам познакомиться с 5 упражнениями из книги Ниты Леланд для того, чтобы лучше понять теорию цвета, приобрести и отточить навыки колористики при работе с самыми разными художественными материалами.
Упражнение 1.
Смешение вторичных и третичных цветов.
Это основное упражнение, позволяющее попрактиковаться в смешении красок и постижении логических взаимосвязей в теории цвета. Поэкспериментируйте с имеющимися у вас красками, создавая образцы вторичных и третичных цветов.
Помечайте, с помощью каких красок вы создавали конкретные цвета, чтобы впоследствии использовать их в своей работе. Запишите, какие чувства вызвала у вас та или иная смесь. Держите эти образцы цветов под рукой, когда нужно подобрать цветовую схему для очередного произведения.
Упражнение 2.
Последовательный контраст
Чтобы увидеть, как яркий цвет воздействует на зрение, на 10-15 секунд сосредоточьте внимание на красном кресте, а затем перенесите взгляд на белое поле. Вы увидите зеленый цвет, который является дополнительным (или противоположным, комплементарным) по отношению к красному.
Проведите такой же эксперимент еще раз, только теперь сосредоточьте взгляд на желтом пятне. Дополнительный зеленый смешивается с желтым, превращая его в желто-зеленый. Это явление, называемое последовательным контрастом, влияет на восприятие цветов, с которыми вы работаете, поэтому при интенсивной работе с цветом необходимо периодически давать глазам отдых.
Упражнение 3.
Третичный треугольник
В прошлом художники смешивали вторичные цвета для получения того, что в некоторых источниках называют составными цветами или приглушенными смесями.
Показанная здесь цветовая схема основывается на цветовом треугольнике Иоганна Вольфганга фон Гёте. Попробуйте и вы изобразить эту схему, располагая вторичные и третичные цвета так, как показано.
Создайте еще несколько таких треугольников, меняя порядок основных цветов. Получаемые результаты могут сильно варьироваться в зависимости от используемых пигментов. Одни комбинации приводят к тонким градациям хроматических нейтральных оттенков, другие дают практически грязь. Некоторые из полученных смесей могут пригодиться вам в дальнейшей работе для изображения светотени или лессировки.
Упражнение 4.
Создание колористического дневника
Чтобы понять, какие именно цвета находят отклик в вашей душе, возьмите скетчбук (альбом для набросков) и заведите специальный дневник.
Вспомните художников, работы которых вам особенно нравятся. Определите, что именно в них вам так нравится: великолепное использование цвета, мастерство светотени или необычные цвета. Запишите свои реакции. Прочувствуйте, что именно привлекает вас в этих работах и что не нравится. Эта информация пригодится вам при дальнейшем изучении колористики.
Размещайте на страницах своего дневника новые цвета, экспериментируя с ними, располагая спонтанным образом или стройными колонками. Важно, чтобы всю информацию о цветах и своей реакции на них вы записывали сразу, в ходе работы с ними, пока все это свежо в памяти.
В качестве иллюстрации приведены акварельный и чернильный дневники Патриции Кистер.
Упражнение 5.
Цветовой круг с использованием любимых художественных материалов
Создайте цветовой круг, используя те художественные материалы, с которыми вы предпочитаете работать, будь то краски, пастель, цветные карандаши, ткань, цветная бумага или пряжа. Цветовые пятна можно наносить прямо на бумагу, холст или картон либо смешивать краски отдельно, а затем вырезать соответствующие фрагменты и наклеивать на поверхность при помощи акрилового лака или геля. Вверху всегда размещайте желтый цвет и двигайтесь по часовой стрелке к зеленому и синему.
Удачи в изучении теории цвета!
(с) ALOVAK