10motifs – «сердечный» бренд дизайнерки Александры Жук

Перед Днем всех влюбленных я точно знала, про кого мне хотелось бы рассказать, и поэтому пришла в гости к Александре Жук, создательнице 10motifs – самого «сердечного» бренда Беларуси.

Саша еще в детстве решила стать дизайнером одежды и сделала все возможное, чтобы осуществить свою мечту. О том, какие шаги привели ее к победам на «Мельнице моды» и международным показам, а потом к основанию собственного бренда и открытию шоурумов в Минске и Вильнюсе, читайте в материале.

Текст: Полина Масленкова

Фото: Илья и 10motifs

«Весь день рассказывала маме, как мы смешивали краски»…

Саша родилась в Полоцке и, говоря о своем родном городе, всегда подчеркивает, что эта земля подарила беларусам очень много талантливых людей. Сама Саша не исключение.

– С самого детства я знала, кем хочу стать. Я очень любила рисовать. Когда впервые в садике было рисование, я пришла домой и весь день рассказывала маме, как мы смешивали краски. Меня это так впечатлило, что родители меня сразу отправили в художественную студию, я там часами пропадала.

Я много лет посвятила полоцкой художественной школе, даже больше, чем предусмотрено программой. Там была настолько творческая атмосфера, талантливые преподаватели, что мы продолжали посещать занятия еще несколько лет после выпускного. Дома рисовать неудобно, поэтому ученики, которые участвовали в выставках и конкурсах, приходили и рисовали для души вплоть до 10-11 класса. 

Единственное, что не получилось освоить за эти годы, так это гобелен. А так у нас преподаватели были самых разных направлений, и программа была так составлена, что за время обучения каждый должен был овладеть всеми техниками. Мы рисовали и в кубизме, и в супрематизме, и в минимализме, в разных графиках.

Я люблю акрил. Мне и акварель нравилась, потому что моя преподавательница по живописи очень любила использовать акварель, но в ней нужно очень чувствовать, быть легкой, потому что не получится ничего переписать. В масле можно наложить несколько слоев, но масло сохнет очень долго. Нарисовала работу и жди неделю, чтобы ее закончить. А акрил сохнет за ночь – и если есть большое желание, можно очень быстро завершить работу. 

Мой преподаватель очень круто рисовал акрилом, а я замечаю, что если ты у кого-то учишься, то начинаешь подражать, перенимать технику, следовать за ним. 

И у дизайнеров так: у главы модного дома есть ассистенты, которые работают в стиле мастера, впитывают все эти техники, вдохновляются своим учителем. И потом, когда глава дома умирает или отходит от дел, кто-то из ассистентов занимает его место.

В детстве я любила кромсать ненужные вещи, из папиных джемперов шила себе кардиганы. У нас было несколько швейных машинок, я пыталась для себя шить, выдумывать что-то интересное. У нас было много пуговиц, из остатков ткани я делала декор и вообще пыталась подарить старым вещам новую жизнь.

Тогда у нас ничего не было, и родители привозили из Германии толстые журналы OTTO – там было столько одежды! Я садилась и целыми днями листала страницы этих журналов. Там были майки разных типов, брюки разного кроя – вот тогда я и поняла, что хочу стать дизайнером одежды.

«Туда было очень сложно поступить»…

Не каждый сразу после школы знает, кем хочет стать. А Саша знала. Сперва она хотела учиться на бюджете или вообще уехать за границу, но в результате поступила в минский Институт современных знаний имени Широкова.

 – Когда я выбирала, куда поступать, профессия дизайнера была такой же странной, как и профессия актрисы. Такие занятия воспринимались как творчество, потому что непонятно было, как этим можно зарабатывать. А вот архитектура и строительство – это что-то серьезное. Я пробовала архитектуру, но ей нужно посвящать все свое время. Я осознавала, что у меня не останется времени, чтобы заниматься одеждой. 

Я не была готова отдать огромную часть жизни на то, что я не люблю, чтобы находить маленький кусочек времени для того, что я по-настоящему люблю.

Сперва я думала поступать за границу, но потом решила объездить все заведения Минска, где преподавали дизайн одежды. Я нашла очень много студентов, которые окончили Институт современных знаний, всем написала, спросила их отзывы. Причем написала крупным дизайнерам: Айплатову, Латушкиной и др. Я посмотрела, какие у них офигенные работы, в каких странах они сейчас работают, и поняла, что это то, что мне нужно. 

Туда было очень сложно поступить. Экзамены включали, помимо живописи и рисунка, еще эскиз на фигуре, то есть нужно было знать, как строятся пропорции человеческого тела, – никто из выпускников классической школы этого не умел. Живопись и рисунок я сдала прекрасно, но эскиз, понятное дело, нет. Потом на выпускном нам показывали наши работы, что было вначале и что потом, и все видели огромную динамику своего роста. 

Но сейчас ИСЗ уже не тот, что был раньше. Сменились почти все преподаватели, и сейчас практически конкурса туда нет.

Однако ты осталась довольна Институтом современных знаний?

– Да, у меня была возможность участвовать во всевозможных конкурсах уровня «Мельницы моды», у которой в то время была очень обширная география стран, куда ездили победители со своими показами. Победы в «Мельнице моды» мне позволили поездить по Европе, побывать с показами в Милане, Падуи, Венеции, Вене, Кракове, Варшаве, Вильнюсепосмотреть, как организуются показы в других странах, как преподают дизайн в других школах. 

И когда я вернулась из Марангони (Школа модельеров в Милане, Италия), я сказала своему преподавателю: «Представляете, Вы нас учите ровно так, как там». Но там образование стоит 300 000 евро, а в Беларуси дешевле, но ничем не хуже – и это было приятно. 

«Коллекция была достаточно творческая, но она сразу же продалась»…

В 2014 году Александра Жук стала победительницей конкурса «Новые имена» от BFW by Navy и получила возможность поработать на реальном производстве – в компании Navy.

– В неделе моды я сперва участвовала только как ассистент: смотрела, как работают наши дизайнеры, помогала им на бэкстейдже, с многими я именно там и познакомилась. А когда организаторы посвятили Неделю моды беларуской культуре, я решила поучаствовать как дизайнер. И так совпало, что в тот период я как раз работала с вытинанками. 

Дело в том, что в ИСЗ мы учились делать одежду для разных групп людей, разных поколений – не только то, что тебе нравится, но и то, что может понадобиться в работе. 

И вот одним из заданий было одеть хор. У всех ассоциации с хором – это черные мантии, что-то очень скучное. А мне нужно было сделать красивые костюмы в рамках правил и стиля, в котором выступает хор. Я делала коллекцию для хора девушек, которые поют на беларуском языке что-то стильное и современное, как Naviband. 

Фото с показа коллекции, с которой Александра Жук победила в конкурсе New Names BFW by Navy.

У меня была очень классная коллекция, я назвала ее «У хорыку», эскизы сразу прошли, у меня получилось ее реализовать и победить с ней в конкурсе New Names by Navy. И хотя эта коллекция была достаточно творческая, она у меня сразу же продалась.

Navy – это единственная компания, которая смотрела очень далеко, она рассматривала молодых беларуских дизайнеров, она видела в нас потенциал. Мне очень нравилось, что эта компания давала реализовать абсолютно все мои идеи, что очень сложно на крупном производстве. Обычно тут дизайнерам ставят жесткие рамки по бюджету, потому что вещь должна стоить определенных денег. Но в Navy мне дали полную волю: чем круче, тем лучше. Потом мы вместе все обсуждали. Они как профессионалы помогали мне обернуть мой потенциал так, чтобы это было носибельно и можно было это еще и круто продать. 

У меня был полный карт бланш: любые ткани, любые обработки, у Navy было много разных машин, очень хорошие конструкторы, которые помогали мне реализовать мои идеи.

Мой дипломный проект – это была работа для Navy. Я очень хорошо это соединила. Мне еще и заплатили за него. Причем круто, что это не просто одежда, которую я показала, а это одежда, которая сразу продавалась. Буквально пару моделей, которые были сильно отпринтованы или расшиты, мы упростили, а остальное пошло в продажу.

В Navy я научилась много и усердно работать, получила опыт работы в хорошей команде в очень быстром ритме. Они тогда только запустили новый бренд – и нужно было много пахать, чтобы чего-то добиться. Мы даже обсуждали возможность дальнейшего сотрудничества, но в итоге я пошла в свой проект. 

«Это был первый молодежный бренд дизайнерской одежды в Беларуси»

Еще в студенчестве Александра Жук вместе с Дариной Водопьяновой основали свой бренд, для начала скинувшись всего по 100 долларов, а потом за день продали всю коллекцию – так все и завертелось.

– Мы с Дариной начали творить на предпоследнем курсе универа, когда искали постоянную работу, связанную с дизайном. Мы сначала хотели шить постельное белье, но потом я предложила сделать коллекцию из беларуского льна. Скинулись по 100 долларов, накупили ткани и пошили классную летнюю коллекцию. 

На тот момент на рынке вообще не было нормальной одежды. Не было ни одного концерна: ни H&M, ни Zara, ни Stradivarius. Молодым ребятам было негде одеваться. И тогда мы решили сделать что-то для таких, как мы. Крутую одежду, доступную по финансам. Я считаю, что бренд Zibra – это первый молодежный бренд дизайнерской одежды в Беларуси. 

Мы думали продать нашу коллекцию изо льна на «Славянском базаре», правда, туда мы так и не доехали. Просто организовали съемку в Витебске, за ночь договорились с крутым фотографом, который обычно такое не снимает, но он увидел одежду и сказал: «Да, супер, хочу!» Мы все так круто отсняли, что это выглядело как бренд. Я сказала Дарине: «Слушай, давай назовем это как-то». Так и появилась Zibra.

Фото: Владимир Царьков

Тогда как раз возникли первые маркеты на Октябрьской – мы там все быстро продали и решили отшить новую коллекцию. Для осенней коллекции уже нужны были разные ткани, подкладки, клеевые, фурнитура – хорошо, что у нас были деньги с продажи первой коллекции. Это была полноценная осенняя коллекция для мужчин и женщин, в которую входили не только платья, но и пальто, куртки. 

В этот раз нам тоже повезло с командой: мы сняли крутое пространство для съемок, был стилист, декоратор, хорошие модели, фотограф, видеограф – очень профессиональная команда. Мы, конечно, всем платили за участие, но если наш проект нравился, нам могли сделать скидку. 

Мы сделали все, как будто у нас крутой бренд, а что с этим делать? Мы уже были готовы продавать нашу одежду в любой точке мира, но это была всего лишь вторая коллекция, про нас еще никто не знал.

Получается, фэшн-маркеты стали для вас первой площадкой?

– Да, мы решились поучаствовать в маркете и сделали ставки: если никто ничего не купит – сворачиваемся, а если почувствуем заинтересованность аудитории – будем двигаться дальше. И тогда мы продали все. Заработали за один день огромную сумму, в которую даже сами не поверили. И тогда поняли: оказывается, наша одежда кому-то нужна, ок, шьем новую коллекцию. 

Эти маркеты очень помогали. Ведь нас не учили, как продавать свою одежду, мы умели ее только создавать. 

Это сейчас все знают, как продавать через инстаграм, как открыть шоурум. А тогда вообще ничего не было. А ведь нужно было платить по счетам. Маркеты стали той площадкой, где дизайнеры смогли встретиться с покупателями и оценить спрос.

«Этот промежуток жизни меня научил работать очень быстро и эффективно» 

В 2018 году Александра с брендом Zibra участвовала в крупнейшей международной выставке одежды, обуви и аксессуаров Who’s Next, проходившей в Париже. Но началось все с победы в фестивале славянской моды Fil Rouge.

– Изначально я нашла фестиваль славянской моды Fil Rouge и поняла, что я точно хочу в нем участвовать. Он недешево стоил, но мне тогда родители подарили денег на день рождения, и я решила: отлично, участвуем, все деньги туда! Мы прошли отбор, отшили коллекцию, полетели и там выиграли все возможные призы: участие в сербской неделе моды, работа с пиар-агентством во Франции, выставление в байерском шоуруме в Милане во время недели моды и участие в выставке Who’s Next.

До последнего момента я не верила, что мы участвуем в Who’s Next, потому что это очень крутая и дорогая выставка, там мы были единственными дизайнерами из Беларуси. Но этот промежуток жизни меня научил работать очень быстро и эффективно. 

Мы коллекцию сшили за 14 дней! На самом деле, я была в панике: «Нет, мы не летим, у нас всего 14 дней!», а наш организатор мне: «Нет, вы полетите, у вас целых 14 дней!»

Там у нас было огромное количество ручной работы – в 10 раз больше, чем теперь, потому что сейчас в моде минимализм, а тогда это были настоящие произведения искусства, такой хороший кутюр. Мы должны были привезти два рейла одежды, плюс баннер, каталоги, визитки. Как мы это сделали, я не представляю. 

Я еще учила активно французский и английский, потому что там на выставке нужно было активно со всеми общаться. Байеры со всего мира приезжают и смотрят коллекции, которые им нравятся, поэтому нужно было все рассказать, обменяться контактами и работать дальше. Но у нас не было продумано ценообразование, потому что в Беларуси производить все очень дорого. Когда ты работаешь с байером, ты делаешь ему скидку. Получается, нужно было цены ставить выше, чтобы иметь возможность делать скидку. Нам даже предложили отшиваться в Милане, потому что там дешевле шить. Там кашемир стоит даже дешевле, чем беларускае сукно. Проще в Италии сшить это же пальто из кашемира – выйдет цена ниже и везти из Беларуси не придется.

Почему мы начинали с одежды изо льна? Потому что лен стоил дешево. Но теперь у нас лен стоит как кашемир. Я не считаю, что цены можно каждый год повышать минимум вдвое. Это ненормально.

В результате мы сотрудничали потом с байером из Милана, проводили показы в посольствах, но на обложку Vogue так попасть и не удалось, потому что мы не знали, как нужно налаживать отношения с пиар-агентствами.

«Было принято покупать вещи с показа»…

Свой первый успешный бренд Александра развивала с 2014 года – это период расцвета креативного сектора в Беларуси. Время первых модных маркетов, Недели беларуской моды, появления новых имен в сфере дизайна. Александра с воодушевлением перечисляет, чьи работы вдохновляли ее тогда и где черпает вдохновение теперь.

– Первые недели моды были просто сила! Мне нравилось, какие вещи создавали FUR GARDEN, Historia Naturalis, Павел Панаскин, Иван Айплатов, Лиля Шутова, Holywool_bags, Макс Миронов, Мила Игнатик. Сейчас просто вспоминаю, кого я ношу. А в целом дизайнеров много: TON-IN-TON, Ирина Бойтик, Николай Шетько, Апти Эзиев. Очень жаль, что сейчас все так подутихло, но первые недели моды были очень сильные. Все горели!

Мы тоже в 2017 году решили поучаствовать в Беларуской неделе моды, буквально за месяц все подготовили. Нужно было и коллекцию отшить, и рассказать о себе, и приглашения раздать, и всю команду создать, и партнерки собрать. Это же и бюджеты большие, но было круто. У нас была очень высокая посещаемость тогда. Мы раздали все места – и коллекцию раскупили в ближайшую неделю. Было принято покупать вещи с показа: они стоили дорого, были в единственном экземпляре, очень ценились.

Кажется, что на твое творчество очень повлиял Париж. Так ли это?

– Да, первая встреча с Парижем у меня случилась благодаря «Мельнице моды», у нас там были показы. Сперва мне Париж безумно не понравился. В нем нужно пожить, чтобы понять, как все работает. Ведь там каждый день что-то происходит! Так получилось, что у меня был молодой человек из Франции, я часто туда ездила, всегда старалась зацепить Неделю моды и со временем очень полюбила этот город.

Из зарубежных дизайнеров меня вдохновляют Schiaparelli, Old Celine, а еще много инстаграмных сохранений камерных брендов.

«Поделить бренд было невозможно»…

Александра и Дарина шесть лет творили в рамках общего бренда Zibra, деля на двоих обязанности по созданию коллекций и продвижению бренда. Но всему когда-то приходит конец. 

– Я работала больше над коллекциями, мы могли обсудить ткани или другие нюансы, Дарина могла высказать свои рекомендации, где чего добавить или убрать. Она же отвечала за визуал, за подбор моделей, за маркетинговые штуки, за продвижение в Инстаграм, за работу с блогерами. Дарина могла помочь технически, потому что она по образованию еще и закройщица. Если нужно было прямо сейчас что-то пришить, то Дарина могла сесть и сделать это. В начале мы вообще легко ладили. Но чем старше мы становились, тем сложнее было договориться. 

Перед пандемией мы решили расширяться, очень случайно нашли удачную локацию на Немиге, у нас выросла и изменилась команда, начали меняться какие-то уставы. А я поняла, что у меня другие ценности и я хочу делать все по-другому. Я дала себе пару месяцев посмотреть, как что будет, и в результате решила, что чем подстраиваться под новый ритм, проще создать что-то свое. У меня тогда было много идей, и я понимала, что они вообще не для Zibra. 

Я села и придумала новый бренд буквально за одну ночь.

Поскольку всех все устраивало, а желание уйти было только у меня, то я сказала, что ухожу, дорисовала, довышивала, хвосты закрыла и ушла. Поделить бренд было невозможно, потому что за много лет было столько всего, что невозможно даже посчитать и оценить вклад каждой из нас в общий результат. Например, все вышивки делала я, первое время я кроила каждое платье сама. Дарина тоже развивала инстаграм, вкладывала в него свои идеи – как это оценить? Сейчас многие партнеры к этому приходят, но тогда мы об этом не задумывались, посмотрели, сколько стоит зарегистрировать товарный знак, и решили, что лучше новое что-то придумаем в случае чего. 

Единственное, что мне досталось из прошлой жизни, это аренда нашего бывшего шоурума Комсомольской.

«Когда-нибудь в 10motifs будет 10 мотивов, но пока их всего 4»

Саше уже было недостаточно просто создавать дизайнерскую одежду, хотелось, чтобы в этой одежде был какой-то смысл. И она стала генерировать смыслы.

Первый мотив – это про эмоции. Мне очень важно, чтобы одежда дарила не только тепло, но и настоящие эмоции. У меня со многими покупательницами дружеские отношения, я знаю их семьи, мне знакомы их проблемы и потребности. Когда они приходят за одеждой, на самом деле они приходят пообщаться, получить какие-то эмоции. Они у нас в деталях: в дизайне, в ручном декоре, в упаковке. Мы вкладываем в каждую коробку тематический сюрприз: веточку лаванды, печенюшки или открытку. У нас много постоянных клиентов, поэтому мы стараемся постоянно придумывать что-то новое, чтобы каждый раз вызывать приятные ощущения при распаковке.

Второй мотив – это ручная работа. Для меня очень важно сохранить ручной труд, так как это в традиции беларусов. Беларусы всегда славились своим ремеслом, это наш национальный код. Но также это связано и с Парижем, так как кутюр там всегда воспринимался как серьезная работа, как настоящее искусство. Конечно, у нас есть производство, где отшиваются наши изделия на швейных и вязальных машинах. Но весь декор создается вручную, мы даем возможность себе создавать красоту своими руками. Даже каждая бирка у 10motifs вышита вручную! Именно поэтому и в создании шоурума мы не привлекали никаких специалистов: все делали своими руками.

Третий мотив – это про экологичность. В производстве одежды очень много отходов, с ними нужно что-то делать, как-то утилизировать. Так у нас появилась идея использовать остатки тканей как декор. Они красивые, неповторимые, поэтому мы делаем из них уникальные изображения, аппликации, которые невозможно повторить. Это выделяет наш бренд, и это тоже ручная работа.

Четвертый мотив – это про социальную активность. Мы открыли его для себя недавно, когда поняли, каким образом дизайнеры одежды могут помочь обществу в трудный момент. Сейчас мы хотим помогать молодым талантам реализовывать свои проекты. А начали мы с себя: запустили свой проект «Беларусы покоряют мир» и решили публикавать каждый шаг, который приведет нас к цели.

«Боже, наконец столько платьев – как это возможно?!»

Александра улыбается, вспоминая, как непросто было начинать все сначала: пришлось многому учиться, разбираться в документации, с нуля набирать базу подписчиков, добиваться признания и любви к новому бренду.

Первая коллекция 10motifs была вся такая летящая, романтичная, я назвала ее Fleur. После достаточно спортивной Zibra мне хотелось показать всю женственность, которая только есть на земле. Мои девочки сказали: «Боже, наконец столько платьев – как это возможно?!»

Но были и сложности. Я не люблю всякую документацию – это меня и останавливало от открытия собственного бренда. Мне пришлось во всем самостоятельно разобраться: с кассовым аппаратом, терминалом, сертификацией, регистрацией. А в остальном мне было легко: у меня остались те же поставщики тканей, производство, партнеры. У нас уже были налажены рабочие отношения, и мы просто продолжили сотрудничество в рамках нового бренда.

Для меня также Инстаграм был больной темой. Я сразу же нашла человека, который будет им заниматься. Моя подруга взялась делать нам весь контент, научила меня, каким должен быть продукт, подача, как нужно позировать, как моделей выбирать, как обернуть свой продукт. 

Каждый человек, с которым мы сотрудничаем, нас чему-то учит, и продукт становится все лучше и лучше.

На самом деле начинать все с нуля было не сложно. Я работала в Минске много лет, меня уже все знали. Технически я осталась работать с той же командой, потому что это производство шьет нескольким дизайнерам. Я продолжила сотрудничать с теми же мультибрендовыми магазинами, с которыми уже работала раньше. Они меня поддержали.

A Zibra тоже тебя поддержала и рассказала о твоем новом проекте?

– Что ты, нет, конечно. Они наоборот попросили: «Можно, мы не будем говорить, что ты ушла? Дай нам время». Мы оговорили, что через 2 или 3 месяца они обязаны объявить о моем уходе, но этого так и не случилось. Они даже какой-то материал использовали с моим лицом, потому что я очень много вещей на себе показывала, мы снимали меня часто для рекламы одежды. Тут я уже затребовала, чтобы вырезали мое лицо, потому что я не могу быть и тут, и там. И люди не понимали: мои клиенты приходили ко мне туда что-то шить по индивидуальным заказам, а там им говорили: «Извините, Саши нету». Многие мне в личку писали: «Я пришла платье пошить, а тебя нет, в чем дело?»  

«Теперь это наш локомотив: 70% нашего портфеля составляет именно «сердечная» коллекция»

В 2020 году появилась коллекция «Разам», после чего 10motifs резко стал самым «сердечным» брендом Беларуси. Саша искренне делится, как ей пришла идея связать красное сердечко и как она превратила его в самую узнаваемую фишку своего бренда.

– Я основала 10motifs летом 2020 года, успела буквально пару месяцев поработать, и потом все завертелось. Так получилось, что у моего технолога 9 августа пропал сын, его нужно было искать, поэтому я оказалась под стенами Окрестина, где и познакомилась с Пашей (теперь – директором 10motifs). Первое время я не могла работать, все дни проводила там, но потом мне пришла идея, как я – дизайнер одежды – могу помочь людям. 

Я придумала за ночь сердечко. Я точно знала, что это будет вязаное крючком сердце, но оно у меня только с пятого раза получилось. Нашила его на майку, добавила косичкой надпись «РАЗАМ». Мы сразу ее сняли, опубликовали пост о том, что подарим футболку каждому, кто поможет пострадавшим. Мне за день забили сообщениями весь директ. Тогда я сказала: стоп, кому смогу – сделаю. Недели две я сидела и делала эти футболки. Так они стали началом осенней коллекции.

«Перемены – это всегда страшно»

Потом Саша с Пашей переехали в Вильнюс и через год открыли здесь свой шоурум. Ребята поделились историей, как выход из зоны комфорта стал для них точкой роста.

– У нас появились планы масштабироваться, когда наши вещи стали копировать, и нам пришлось уйти в монопредставленность – выставляться только в собственном шоуруме. Дело в том, что наши изделия быстро раскупались, мы не успевали по всем точкам обновлять наличие, и в одном из магазинов решили: ладно, мы сами тогда сделаем. В результате мы разорвали партнерские отношения с мультибрендовыми магазинами, пришли к тому, что наши товары теперь можно купить только у нас. Поэтому, когда мы переехали в Вильнюс, открытие здесь собственного шоурума было вопросом времени.

10motifs продолжает работать и в Минске. Сначала было страшно, ведь никто никогда не работал дистанционно, было непонятно, получится ли. У меня ведь всегда было личное общение с покупателями, личные примерки. Часто нужно было что-то померять, исправить. Нужно было все налаживать по-другому. Перемены – это всегда страшно.

Но тут в разговор включается Паша, который пришел в 10motifs уже с богатым опытом работы в продажах в интернациональных компаниях.

– У нас сложился хороший тандем: Саша обычно думает, что сделать, а я решаю, как это сделать. Поэтому Саша переживала, как мы все наладим, а я знал, что все можно решить. 

Есть же бренды, которые представлены по всему миру, и есть головной филиал, который ими управляет. Если сделал это кто-то, почему не можем сделать мы?

Сейчас нам уже даже не нужно продумывать логистику: у нас есть производство в Беларуси и в Литве, все заказы по СНГ мы отправляем из Беларуси, а по Европе, в Америку и Азию – из Литвы. Мы стараемся поддерживать баланс по наличию в Минске и Вильнюсе, не всегда это получается идеально, но мы стараемся.

Тут все значительно проще, чем в Беларуси. Сложно было только из-за информационного дефицита: тут другие законы, нужно было их сопоставлять. Например, в Беларуси, когда покупаешь ткань, тебе дают на нее сертификаты, но на базе этих сертификатов дизайнер должен сделать еще сертификацию своих изделий. Тут же сертификаты на ткани действуют и на изделия, пошитые из этих тканей.

Финансовые вложения, конечно, большие, но если не привлекать сторонние инвестиции, нужно выкручиваться в рамках своего бюджета. Мы долгое время работали здесь официально, но без шоурума. Это место нашли, когда тут еще хозяйка только докрашивала стены. Эта улица считается одной из самих лучших по расположению: тут рядом Дворец президента, улицы Vilniаus и Gedymino, все рядом.

Долго искали помещение, а когда нашли, думали, как же все уютно сделать. У нас тут практически все кастомное: карнизы, часы, рейлы. Даже картина – это аппликация из остатков тканей.

А звезды уровня NaviBand, Ольги Хижинковой, Никиты Мелкозерова сами покупали вещи с сердцем или это удачная коллаборация?

– Мы с ними работали как с блогерами, которые разделяют наши ценности. Никита тогда только переехал в Вильнюс, а мы тут все знакомились и поддерживали друг друга. Я подарила ему футболку за отметку и пару слов о нас. Он ходил по городу с этим сердцем – и все спрашивали, что за футболка, даже литовцы заходили к нам. Оле Хижинковой мы писали сразу после того, как она вышла, хотели просто подарить. Нам было важно поддержать тех, кто связан с нами взглядами: NaviBand, Катя Раевская и Денис Дудинский, Максим Хорошин. Чем стоять три часа в очереди за цветами в его цветочный магазин, нам проще было подарить ему футболку с сердцем.

«Что подарить на 14 февраля»…

К этому моменту разговора Александра связала уже 4 сердца и честно признается, какие этапы создания коллекции оставляет за собой, а какие делегирует. Например, ответ на этот вопрос она делегировала Паше, который сейчас является директором 10motifs и отвечает за бизнес-процессы в команде.

– Сейчас в нашей команде 7 человек, уже многие процессы налажены и делегированы. Саша по-прежнему отвечает за создание коллекций и визуал. Я занимаюсь процессами управления. Саша может вязать сердечки, а потом отвезти документы в бухгалтерию. Жесткого разграничения нет, мы помогаем друг другу.

Масштабы производства мы постоянно увеличиваем, мы не можем предугадать, какая модель продастся лучше всего. Но мы также выпускаем лимитированные коллекции. Например, в 2021 году мы выпустили лимитированную коллекцию сумок с сердцем – всего было 735 изделий – мы их продали буквально за две недели, повторений не будет.

В феврале мы запустили новую акцию «Сердце добра», которая должна привести к мечте нас и счастливого обладателя нашего сердца. 

Мужчины обычно не знают, что подарить на 14 февраля, и наше «Сердце добра» – это отличный подарок, потому что это прекрасный элемент декора, и плюс это возможность отправиться на 7 дней в Париж, а это город любви. Подарив «Сердце добра», ты можешь выразить свою любовь к близкому человеку и еще помочь нашему проекту 10motifs Store in Paris, где будут размещены все 1010 имен участников проекта.

«Обладатель сердца со счастливым номером полетит с нами в Париж»

Но теперь ребят уже «не спыніць, не стрымаць»… Паша делится, как им пришла в голову дерзкая идея открыть шоу-рум в Париже.

Это Сашина мечта, Сашин любимый город. Нужно было только поставить цель – 1 января 2022 года в нашем профиле рядом с адресами шоурумов в Минске и Вильнюсе появилась запись: Париж – поиск локации. В Вильнюсе мы открылись 10 декабря, и теперь мы хотим каждый год 10 декабря открываться в новом городе. 

Мы решили, что открытие 10motifs Store in Paris должен стать не коммерческой историей успеха, а социальным проектом, который покажет всем беларусам, как можно реализовать мечту. Поэтому предварительно мы посчитали, что на проект в среднем понадобится около 50 тысяч евро. Мы создали 1010 «Сердец добра» и предложили людям внести свой вклад в осуществление мечты. Все средства, полученные от продажи «Сердец добра», а также 10% от ежедневный продаж бренда идут в банк – и мы каждый день публикуем отчет, сколько средств собрано и сколько дней осталось до осуществления мечты.

За месяц до открытия шоурума 10motifs в Париже среди обладателей «Сердец добра» мы определим победителя – того, кто полетит с нами на 7 дней в Париж. 

Мы пригласим интересных гостей, засыпем в домик сердечки с номерами, наш гость вытянет случайный номер – и обладатель сердца с этим номером полетит с нами в Париж. Мы разрабатываем интересную программу: экскурсионную, развлекательную и праздничную – с участием в открытии 10motifs Store in Paris. Мы оплатим абсолютно все: перелет, проживание, питание, участие во всех мероприятиях – полностью все расходы. Единственное требование к победителю – документы, позволяющие путешествовать по Европе.

Это огромная ответственность перед собой и перед аудиторией. Если бы этот проект не был публично озвучен, у нас была бы возможность его отложить. Но мы решили сделать все открыто: каждый шаг публиковать в сторис, рассказывать о динамике сбора средств, о специфике регистрации бизнеса во Франции, о поиске и ремонте помещения и всех этапах подготовки к открытию. И теперь у нас уже нет права на ошибку.

Курс на шоу-рум в Париже – значит ли это, что ваш бренд действительно переживает небывалый взлет и устойчивое развитие? Или за внешним масштабированием скрывается много риска и тревоги?

– Я бы не сказал, что в этом есть какие-то риски. Саша талантливый дизайнер, она знает, что делать, и делает это хорошо. Есть такие моменты, которые мне, как человеку цифр, абсолютно не понятны: например, для того, чтобы подобрать состав наших футболок, ушло очень много времени и вариантов трикотажа. Саша очень внимательно относится к качеству и к деталям. 

10motifs не холодный бренд из масс-маркета, это бренд со своими целями, со своей миссией. Нам очень хочется в Париже рассказывать о беларуских талантах, это будет интересно и востребовано. Там высокая конкуренция, что нас очень сильно мотивирует. 

У нас действительно наблюдается устойчивая динамика развития, поэтому нужно ставить цель и идти к ней. Если чего-то бояться, то никогда не придешь к успеху.

Если все пойдет по плану и в мире появится третий шоурум 10motifs, вы переедете в Париж?

– Первое время точно да. Но тут же Евросоюз – здесь нет проблем с перемещением. Если мы хотим встретиться с диаспорами – это не проблема. Нас уже и в Гаагу приглашали, и в Германию, и в Нидерланды. Приходит очень много слов поддержки. После объявления о проекте нас завалили предложениями: давайте открывать шоурум в Варшаве, давайте в Праге, мы вам поможем, мы все тут знаем. Это колоссальная поддержка. Она очень заряжает, очень вдохновляет. 

Когда все изменится, вернетесь в Беларусь?

Паша: Я – да.

Саша: Я буду смотреть по мере того, как оно будет меняться. Что это будет, кто это будет. И тогда можно будет подумать.

(C) ALOVAK

Расскажите друзьям

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий

  Subscribe  
Notify of