Как организовать творческий процесс и работать продуктивно, используя ритуалы и привычки известных людей – узнаем из рецензии Натальи Крупской на книгу американского писателя Мейсона Карри “Режим гения”.
Режим гения: Распорядок дня великих людей / Мейсон Карри; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019
Оригинальное название книги на англ.: Daily Rituals: How Artists Work // Mason Currey
Про что книга
- Как творить и зарабатывать на жизнь, когда ресурсы ограничены, а условия неидеальны?
- А можно совмещать и то, и другое, а еще семью?
- Вдохновение: оно само приходит или его надо ждать, приманивать, искать?
- Существует ли тайное знание, которым владеют избранные?
Мейсон Карри пытается найти ответы на эти и другие вопросы, подглядывая за художниками, поэтами, музыкантами, композиторами, учеными, исследователями, изобретателями и писателями.
Вначале это были просто посты в блоге, но постепенно их накопилось столько, что хватило на целую книгу «Режим гения», где собраны ежедневные ритуалы и рутина творческих людей: как они работали и сколько работали, как настраивались на творческий процесс, как отдыхали.
Привычки и ритуалы творцов
В книге нет универсальных ответов и советов, но есть ритуалы и привычки, которые наиболее часто повторяются:
- Кофе –– чтобы проснуться и настроиться на творческую волну, алкоголь – чтобы расслабиться, снотворное –– чтобы успокоиться, амфетамины –– чтобы взбодриться и не останавливаться.
- Ранний подъем, желательно в 6 утра, но можно и раньше.
- Определенное место для творчества.
- Дневной сон –– обязательный пункт программы.
- Ежедневная прогулка, лучше по горам, лесам или живописным местам, но это как повезет, –– кто-то гулял из кабака в кабак.
- Отказ от светской жизни, сознательное сокращение общения с друзьями и родственниками.
- В любое время суток держать под рукой блокнот для записей, особенно ценными считаются ночные мысли и сны.
- Среди гениев много курильщиков, сладкоежек и страдающих бессонницей.
- Не просто трудолюбие, а настоящая одержимость. Творчество всегда на первом плане, потому что «творческая жизнь подпитывает нас, как еда, любовь или вера», – писала танцовщица и хореограф Твайла Тарп. Или как признавался художник-карикатурист Чарльз Шульц: «Мне было бы очень плохо, если бы я не рисовал комиксы. Если бы я не занимался чем-то в этом роде, я был бы совершенно пуст».
- Качественный отдых. Например, у Фрейда были ежегодные трехмесячные каникулы, которые он проводил на курорте или в горах, гулял, собирал ягоды, грибы, рыбачил. А психиатрКарл Юнг писал: «человек, который нуждается в отдыхе и продолжает работать вопреки усталости, попросту глуп».
Но встречаются и экзотические ритуалы: читать некрологи, сидеть обнаженным на рассвете, лежать в гробу, фотографировать разложения и разруху, протирать столовое серебро, окунать руки в кипяток.
Но встречаются и экзотические ритуалы: читать некрологи, сидеть обнаженным на рассвете, лежать в гробу, фотографировать разложения и разруху, протирать столовое серебро, окунать руки в кипяток.
Совмещение творчества с остальными сферами жизни
В книге очень мало информации, как же гении совмещали творчество, семейные обязанности, воспитание детей и совмещали ли вообще?
Писательница Джейн Остин писала: «Не представляю себе, как можно сочинять, когда в голове вертятся бараньи котлеты и ревень».
А композитор Мортон Фельдман жаловался: «Жена была увлечена работой и уходила на весь день. Я вставал в 6 утра, отправлялся за покупками, готовил, убирался, работал как сумасшедший. Так прошёл год, а я не написал ни строчки».
Если кому и приходилось совмещать творчество, семью, а часто и зарабатывание денег, так в основном это женщинам.
Если кому и приходилось совмещать творчество, семью, а часто и зарабатывание денег, так в основном это женщинам.
Здесь вообще очень мало женщин, как главных героинь, чаще в книге они встречаются в роли помощницы, спутницы и вдохновительницы мужчин-гениев. Но надо отдать автору должное: он написал продолжение ритуалов, и в этот раз исключительно о женщинах. К сожалению, книга «Daily Rituals: Women at Work» на русский язык пока не переведена.
А как же вдохновение?
Да, многие творческие люди использовали определенные ритуалы, чтобы настроиться на работу, но все же «опасно сидеть и дожидаться, пока в голову придет хорошая мысль. Нужно самому ее искать», – писал живописец Герхард Рихтер, и ему вторят остальные: «Вдохновение для дилетантов, а мы, профессионалы, просто начинаем работать».
«Вдохновение для дилетантов, а мы, профессионалы, просто начинаем работать».
Но не все отчаянные трудоголики, у кого-то творческий процесс составлял 2-3 часа в день, а кто-то лежал в кровати, гулял, поливал себя водой, часами и днями ждал озарения. Гете отмечал: «Я бы советовал всем в нетворческие дни отдыхать или вовсе спать часы напролет, чем пытаться в такие периоды работать и создавать нечто, отчего впоследствии автору не будет ни малейшего удовлетворения».
Выводы
И все же, несмотря на общие черты в режимах, книга показывает, что творческий процесс многогранен и нет одного рецепта для всех, как и нет идеального режима гения. Отдельные ритуалы вообще невозможно применить без ущерба для здоровья, а некоторые трудно представить в современных реалиях.
«Нет тут единого способа, и слишком много всего выдумывают. Постепенно каждый сам устанавливает, какой способ работы ему более всего подходит. Главная загадка для каждого человека –– он сам. Эту загадку и нужно разгадать», – считал один из героев книги, американский писатель и педагог Бернард Маламуд.
И остается неизменное: начать и продолжать, а уж какими способами это будет достигаться – зависит от ситуации, от условий, от человека.
(с) ALOVAK