Новая творческая история ALOVAK о двух талантливых людях, супружеской паре Вероники СТАХНО и Дмитрия ВАСИЛЕВСКОГО. Наши герои такие разные и похожие одновременно. Деликатная и нежная – Вероника и ее керамика, дерзкий и остроумный – Дмитрий и мир его деревянных и металлических фигурок. Их объединяет жажда творчества, настойчивость и усердие в работе, а также безоговорочная поддержка друг друга. Мы поговорили с нашими героями об особенностях совместной жизни двух творческих людей, о способах творчества и работы на себя, о том, как найти покупателей и успешно участвовать в маркетах.
Текст: Катерина Буто
Фото: Анна Латушко
Жизнь и работа вместе
– Вы познакомились благодаря творчеству или независимо от него?
Вероника (дальше – В.): Мы жили по соседству и давно знали друг друга, но стали соприкасаться из-за любви к музыке и походов на концерты. Я пошла в университет культуры, а Дима рисовал для себя. Потом, когда стали жить вместе, творчество каждого постепенно развивалось по-своему, много работали вместе. Я думаю, мы просто очень удобно нашли друг друга, ведь самое главное для реализации в искусстве – это поддержка близких. В противном случае человека можно быстро загнать в рамки в поисках более высокой зарплаты.
Вероника: «Я думаю, мы просто очень удобно нашли друг друга, ведь самое главное для реализации в искусстве – это поддержка близких».
– Как живется двум творческим людям вместе?
В.: Наверное, как и любым другим парам. Идеальных отношений не бывает. Там, где проживает более одного человека, всегда будет ситуация, когда кто-то не туда поставит чашку, не согласится с предложенным цветом стен или просто устанет. Важно научиться говорить о проблеме вслух и быстро ее решать, а не молча скрывать свои обиды. А иногда уступать и вовремя расходиться по своим мастерским))
– Как вы помогаете друг другу в работе? Или, может, учитесь друг у друга?
В.: Дима мне очень помогает. Таскает ящики на на маркеты, привозит глину. Иногда я очень занята и прошу отвезти заказы или забрать материалы из магазина. Я, наверное, мало чем могу ему помочь. Разве что фото работы сделать или подсказать что-то по оформлению.
Поскольку наша деятельность очень разная, учеба друг у друга больше похоже на изучение окружающего мира, людей и событий вокруг. Я могу иногда сказать: «Дима, это здорово, но по композиции так не делают». Или «это слишком громоздко , а тут недобор». С точки зрения зрителя с художественным образованием, так сказать.
Дмитрий (далее – Д.): У Вероники я учусь быть лучшим. Я всегда чувствую ее поддержку во всем.
– Вы работаете вместе, в одном помещении, или по отдельности?
В.: В разных, конечно. Дима работает со сваркой, металлом. У него есть отдельное помещение от дома. У меня тоже материал не супер-чистый, но мой рабочий уголок пока дома. Люблю работать, когда вокруг чисто, уютно и тепло. Но я очень надеюсь, что в ближайшее время у меня появится отдельная мастерская, где можно разместить все баночки, заготовки и инструменты.
Творческий путь
– Как вы пришли к своему творчеству?
В.: Я закончила университет культуры по специальности «художник народных ремесел», специализация – роспись по ткани. Уже на первых курсах я поняла, что мне интересна глина, но до этого я работала только с тканями, а керамика казалась чем-то далеким и непонятным. Я думала тогда, что закончу университет и куплю себе печь. Так и случилось. Почти всему я научилась сама, много спрашивала, читала, смотрела, изучала. И я продолжаю учиться каждый день.
Д.: Тому, чем я занимаюсь сейчас, я научился сам. Методом проб и ошибок. С детства любил процесс… именно процесс, любой. Мог разобрать и собрать вполне исправный велосипед, или собрать непонятно что из непонятно чего. Идеи и материалы менялись со временем. Наверное, на подсознательном уровне готовился к будущей профессии. Как-то на новый год нужен был подарок. Отец нашел в гараже доску, из которой я вырезал лошадь. Потом понял, что это мое, ну и пошло-поехало.
Дмитрий: «Наверное, я на подсознательном уровне готовился к будущей профессии».
– Вероника, чем вас так увлекла глина, чего не смогла дать ткань?
В.: Мне очень хотелось узнать, что это за процесс. До этого то же чувствовала к шитью и живописи маслом. Я заинтересовалась керамикой, и оказалось, что на ней можно зарабатывать. С тканями сложнее. Чтобы организовать достойную работу, нужно привлечь дополнительных людей. Возможно, я вернусь к этому, уже имея опыт ведения собственного небольшого бизнеса.
– Дмитрий, я знаю, что вы ищете материалы для своих изделий в деревнях. Почему? Расскажите об этой интересной части работы подробнее.
Д.: Поиск материала – любимый этап в моей работе. Для этого я отправляюсь в экспедицию в Могилевскую область, в одну из деревень, где жили мои предки. Это место моей силы и самое любимое место на земле. Стараюсь бывать там раз в пару лет хотя бы. В родном селе у меня есть штаб и перевалочная база. Там я живу во время экспедиции. А за материалом езжу в окрестные села, постоянно удаляясь. На данный момент в радиусе 100 км от штаб-квартиры во всех селах я побывал. Я их не выбираю, просто еду по дороге, глядя на карту.
Дмитрий: «Поиск материала – любимый этап в моей работе. Для этого я отправляюсь в экспедицию в Могилевскую область, в одну из деревень, где жили мои предки».
Когда я собираю материал, я обращаю внимание не только на то, что мне нужно для работы, но и на всякие прикольные штучки. Мебель, предметы интерьера, инструменты. Люди прошлых поколений были очень достойными мастерами. Есть произведения искусства в чистом виде!
Сформулировал для себя такое понятие творчества – сотрудничество поколений. Ведь многие элементы моих работ когда-то были кем-то сделаны, и получается, сделаны для меня. Все, что мне нужно сделать, это решить квест и найти место, где они были спрятаны. Найдите и вдохнуть в них новую жизнь.
Дмитрий: «Сформулировал для себя такое понятие творчества – сотрудничество поколений».
Образование
– Поделитесь своим мнением, есть ли разница, какое образование получил творческий человек?
В.: С точки зрения мастерства высшее образование, мне кажется, вообще не имеет значения. Большему, я думаю, можно научиться в колледжах, школах, работая в мастерских или на небольших производствах. Сейчас существует множество творческих курсов, и современному человеку достаточно легко реализовать себя в том, о чем он мечтал. Было бы желание.
Вероника: «С точки зрения мастерства высшее образование, мне кажется, вообще не имеет значения».
Другое дело – художественная ценность изделий. Художник – это призма. Читаешь, смотришь, наблюдаешь, изучаешь, думаешь – и все это постепенно формирует твой художественный стиль. И это не просто тарелка, чашка, статуэтка – это воплощение всего, что прошло через тебя и воплотилось таким образом.
Что дает университет? Наверное, в первую очередь, погружает в нужную атмосферу и окружение. Кругом союзники, новые знакомства, которые могут направить вас в нужном направлении. Но в основном это ваша инициатива и ответственность.
Я всегда считала и считаю, что самообразование гораздо важнее. Не думаю, что сразу после окончания вуза следует ожидать экстраординарных успехов. Иногда это помогает, но важнее то, что ты делаешь и делаешь ли ты что-то вообще.
Д.: На мой взгляд, неважно, какое у тебя образование. Когда творчество внутри, оно найдет возможность и силы материализоваться с вашей помощью, кем бы вы ни были по образованию. У меня перед глазами примеры моих коллег. А я сам, повар по образованию, варю теперь не суп, а железные скульптуры.
Дмитрий: «Если внутри есть творчество, оно найдет возможность и силы материализоваться с вашей помощью, кем бы вы ни были по образованию».
Сложности и радости реализации в творчестве
– Поделитесь, как живет семья, в которой все занимаются творчеством и не всегда имеют стабильный доход?
В.: Я долгое время была «подушкой безопасности» в нашей семье. У Димы не складывалось с работой, а я была в то время редактором-составителем детских книг. Керамикой я занималась после работы, с вечера до поздней ночи. Я рада, что наконец-то могу посвящать время творчеству 24/7, и часто удивляюсь, почему я так долго мучилась. Понятно, что где бы я ни работала, всегда будет потребность в реализации личного творчества, и лучше тратить на него свои ресурсы, а не на недосып и насилие над собой.
Сегодня я считаю, что гораздо разумнее и безопаснее полагаться на себя, чем на работодателя. Нет никакой гарантии, что завтра вам не скажут: «Спасибо, ваши услуги нам больше не нужны».
Вероника: «Понятно, что где бы я ни работала, всегда будет потребность в личном творчестве, и лучше тратить на него свои ресурсы, а не на недосып и насилие над собой».
Д.: Мне нравится работать на себя. Нестабильность заработной платы только в размере. Обещанную государством зарплату можно заработать, поэтому я не жалею, что не выхожу на «нормальную работу».
– В творчестве все настолько круто? Сталкивались ли вы с какими-либо трудностями?
В.: Конечно. Трудности такие же, как и у любого человека, который работает на себя. Социальный пакет с больничным никто не даст. Иногда я очень занят, особенно в преддверии праздников, когда много заказов, маркетов. Я паникую, как все успеть. Или, наоборот, все сделаю, а потом работы нет – думаю, что дальше? Затем я сажусь и придумываю что-то новое. Были трудности и волнения в прошлом году, когда резко закрыли границы и отменили маркеты. И людям было явно не до красивых вещей. Ужасные события в стране – тоже не лучшее время для размещения фотографий тарелок.
А работа ремесленника – не только создавать, но и продавать. Очень хочется просто лепить, рисовать… Но нужно же еще кое-что: фотографировать изделия, переписываться с покупателями, закупать материалы, доставлять заказы, отправлять посылки. Иногда это занимает большую часть дня.
– Как бы вы хотели что-то изменить, улучшить свою работу, чтобы она стала более эффективной и прибыльной?
В.: Я сейчас вижу два варианта развития: делать больше изделий, но тогда нужно брать помощника и увеличивать мастерскую, либо делать больше оригинальных художественных изделий, которые стоили бы дороже. Возможно, придется отменить работу на заказ. Ведь их согласование с заказчиками занимает очень много времени. В противном случае я могла бы больше времени уделять творчеству и его развитию.
Очень много пишут из-за границы, хотят купить работы. Но в нашей стране сложно с переводами денег из других стран. Я знаю, что многие мастера постепенно налаживают работу с etsy, изучаю эту площадку.
Д.: Хотелось бы, конечно, быть более эффективным в работе. Но я понимаю, что все зависит от меня самого.
Продвижение и продажи
– Вероника уже отмечала, что работа мастером – это не только творчество, но и продажи, и продвижение. Что вы делаете, чтобы больше людей узнали о вас и купили вашу продукцию?
В.: Основная площадка – это, конечно же, Instagram. Даже если вы участвуете в маркетах, 30-40% участников приходят, потому что прочитали об этом на моей странице. Сейчас работа меня как-то сама находит, обычно я всегда с заказами, или готовлюсь к следующему маркету. Это произошло со временем. Люди узнавали обо мне, покупали себе мои продукты, потом заказывали друзьям, потом друзья обращались. И так далее.
Вероника: «Сейчас работа меня как-то находит, обычно я всегда с заказами, или готовлюсь к следующему рынку. Со временем это произошло».
Д.: Я согласен с Вероникой, что Инстаграм сейчас основная площадка. Я уже почти не участвую в маркетах, работаю по базе, которую наработал. Есть постоянные покупатели, коллекционеры. Есть оптовые покупатели, но они не все из нашей страны. Ну и сарафанное радио тоже работает.
– А различные интернет-площадки и магазины, интернет-маркеты?
Д.: Я работаю всего с несколькими офлайн-магазинами в Москве и Санкт-Петербурге, а также минским магазином, специализирующимся на дизайне интерьеров.
В.: Я сейчас работаю с магазинами только в том случае, если они покупают товар сразу. Я не плачу за реализацию. Чаще всего я продаю свою продукцию быстрее и удобнее, чем через магазины с большой наценкой. Может, кому-то это удобно, но я просто не успеваю производить достаточно, чтобы отдавать на реализацию в магазины.
– А как насчет работы под заказ? Расскажите нам о своем опыте.
В.: Иногда я делаю что-то на заказ, и чаще это повторение моих предыдущих изделий, которых нет в наличии на данный момент. Заказная работа, даже в этом случае, не самая благодарная вещь. Если заказчик просит, например, изменить цвет или немного изменить форму, он не представляет всех нюансов поведения материала. И результат может быть не таким, каким хотел человек. Иногда бывают большие заказы и заказчики, но я, как и любой художник, больше люблю работать по собственному вдохновению.
Д.: А я люблю работать на заказ. Тем более, если заказчик с фантазией. В процессе работы над продуктом я постоянно нахожусь на связи с заказчиком и при возникновении нюансов даю ему право выбора.
– Вы участвовали во многих маркетах. Как делать это успешно?
В.: Я люблю маркеты. Это общение с людьми, когда они видят твою работу вживую. Слышать комплименты и упаковывать свою продукцию – главное вдохновение для мастера. Есть, конечно, и те, кто не понимает моего творчества – неприятно, но, к счастью, редко. А мне, как человеку, который работает дома, всегда очень приятно встречать своих мастеров-друзей.
Вероника: «Слышать комплименты и упаковывать свою продукцию – главное вдохновение для мастера».
Я не знаю особых секретов, как успешно участвовать в маркетах. Для начала нужно попробовать. И не ждите ажиотажа с первого раза. Нужно пробовать, пробовать и пробовать снова. Постепенно все становится на свои места. Вы видите, что интересно покупателю, что пользуется большим спросом. Работа над оформлением стенда, подачей и, конечно же, мастерством.
– Дмитрий, я помню, как разговаривала с вами на первом маркете, на который я пришла не как постоянный покупатель, а как корреспондент ALOVAK – это было лет 6 назад. Вы сказали тогда, что успех на маркете зависит от количества посетителей. Что вы думаете сейчас? Изменилось ли мнение?
Д.: Да, мнение изменилось. Сейчас я сравниваю работу на маркете с рыбалкой. Можно целый день просидеть без клева и вытащить на закате трофейный экземпляр.
Советы и планы
– Какие советы вы бы дали новичкам?
В.: Новичкам я бы посоветовала не сдаваться. Конечно, не стоит сразу после мастер-класса по шитью или вязанию бросать работу и рассчитывать на мгновенный успех. В любой работе важно трудолюбие, практика, старание и настойчивость.
Д.: Я бы посоветовал бесстрашно пробивать себе дорогу. Кто бы тебе что ни говорил. На мой взгляд, работает закон «10 000 часов» – примерно столько же времени нужно, чтобы добиться успеха. Качественно и с любовью…
Вероника: «Конечно, не стоит бросать работу сразу после мастер-класса, например, по шитью или вязанию и рассчитывать на мгновенный успех».
Дмитрий: «На мой взгляд, работает закон «10 000 часов» – примерно столько же времени нужно, чтобы добиться успеха».
– Когда руки опускаются, что помогает восстановить вдохновение?
В.: Руки иногда опускаются, но чаще из-за усталости или плохих людей. На сотню отличных отзывов может быть только один негативный, но помнишь только его. Бывают неприятности, но я, наверное, счастливый человек, или просто еще не исчерпала ресурс, но еще не сталкивалась с кризисом вдохновения. К сожалению, я успеваю гораздо меньше, чем хочу и придумываю.
– Ну и традиционно в завершение – расскажите о своих планах и мечтах.
В.: Могу перечислить планы по пунктам 🙂 Закончить ремонт в доме, организовать мастерскую, добавить оборудование, чтобы больше успевать, развивать свое дело. И мечты больше о том, к чему я еще не знаю, как подступиться. Например, чтобы реализоваться в других видах творчества, я давно вынашиваю план по созданию одежды (недаром я потратила на это часть своей жизни). Мечтаю стать автором хотя бы одного мурала. И самое главное — научиться совмещать творчество с путешествиями. Я очень хочу много где побывать и пожить где-нибудь еще, мне просто безумно интересно.
Д.: Мы планируем и дальше развиваться и совершенствоваться. Ну а мечты… Хотелось бы показать свои работы вживую людям всех стран. Ну и мира во всем мире.
(с) ALOVAK
P.S. Для тех, кто, как и мы, любит разглядывать детали интерьеров и мастерские творческих людей, еще несколько чудесных фото от Анны Латушко ♥