Бросить столицу, уехать жить в деревню и… начать создавать диковинные музыкальные инструменты. Такой жизненный поворот совершил Роман Курач. Три года назад он работал водителем автобуса, а сегодня мастерит флейты и планирует производить профессиональные духовые инструменты.
«Да ты просто слишком много фантазируешь!»
История того, как Роман пришел к идее создания мастерской по изготовлению этнических флейт напоминает завязку приключенческого сериала. Живя в Минске и работая в автобусном парке, он не планировал никаких перемен в жизни. Так продолжалось до Чудесных холмов. Побывав там однажды, парень уже не смог отделаться от навязчивой мысли о переезде. И в один момент просто решился: бросил работу, выключил телефон, взял тысячу рублей и рванул на Чудесные холмы, чтобы больше не возвратиться.
Я всегда мечтал жить поближе к земле, делать что-то своими руками. Но когда поднимал этот разговор в кругу семьи поддержки не встречал. Все говорили, что я большой фантазер. — вспоминает Роман. — Потому решил действовать быстро, ни с кем не советуясь.
Пока обнаружившие отсутствие Романа родные и работодатель пребывали в растерянности и недоумении, он вдохновленный новым поворотом жизни уже ничуть не сомневался в правильности своего решения. Первые полтора года на Чудесных Холмах искал себя. Поселился на хуторе, в который его любезно пустил пожить в свое отсутствие новый знакомый. Брался за любую находившуюся работу, помогал местным жителям, а также подрядился на работу к местному мастеру-гусляру Дмитрию Батище. Именно там он получил первый опыт работы с деревом и заинтересовался темой создания музыкальных инструментов.
“В моем арсенале не хватало разве что флейты”
Музыка, к слову, сопровождала Романа на протяжении большей части жизни.
— У меня нет профильного образования, но я вырос в музыкальной семье и дома всегда было полно музыкальных инструментов. — говорит Роман. — Обойти их было невозможно, хотя родители никогда не принуждали к занятиям музыкой. Всевозможные гитары, барабаны, варган, бубен, гусли… В моем арсенале не хватало разве что флейты, но я до определённой поры не испытывал к ней никакого интереса.
Всё изменил случай. Знакомый, давший крышу, попросил помочь с продажей хутора, а в благодарность позволил забрать некоторые вещи и несколько оставшихся в доме флейт.
Всевозможные гитары, барабаны, варган, бубен, гусли… В моем арсенале не хватало разве что флейты, но я до определённой поры не испытывал к ней никакого интереса.
Всё изменил случай. Знакомый, давший крышу, попросил помочь с продажей хутора, а в благодарность позволил забрать некоторые вещи и несколько оставшихся в доме флейт.
— Это были японские сякухати – достаточно тяжелые в освоении флейты с открытым свистком. Одну подарил брату, на другой начал пытаться играть сам. Долго ничего не получалось, но в момент, когда удалось выдать первый глубокий звук меня просто пробрало до дрожи.
Я посмотрел на флейту другими глазами и подумал, что мог бы тоже изготовить такую же, а может даже и лучше.
Вдохновившись этой мыслью Роман начал всесторонне изучать тему создания духового инструмента. Находил информацию на просторах интернета, смотрел видеоролики на Ютубе. Первой изготовил индейскую вариацию флейты – пимак. После начал делать инструменты один за другим. Что-то получалось хорошо, что-то – на выброс. Но с каждой новой работой интерес и стремление делать лучше только возрастали, а с ними зрела мысль о превращение процесса в свое дело.
— Рассказал о задумке брату, показал свою первую флейту. Идея создания мастерской в нем отозвалась, и мы решили начать продвигать это дело вдвоём. — рассказывает Роман.
Так усилиями двух братьев появилось «Pavetra» – мастерская по изготовлению флейт.
Роман занялся изготовлением инструментов, а его брат Иван погрузился в тему продвижения мастерской в социальных сетях. Весной ребята отправились с дебютом на «Чароўны млын».
За три дня ярмарки продали около десяти флейт. Это не только отбило аренду, но и оставило нас в плюсе.
Кроме того, после «Млына» еще полторы недели сохранялась большая активность в социальных сетях. В инстаграме прилетало по заказу в день. Ребята были рады их исполнить и поняли – потенциал есть.
Иван начал учиться продвижению, настраивать таргет и чат-бот. Свой вклад внесла и его супруга-дизайнер – именно она помогла «упаковать» аккаунт и нарисовала логотип. В «Pavetra» однако на некоторый период возникло затишье. Роман признается: в какой-то момент заказов не было совсем, и он был близок к тому, чтобы растерять творческий запал. Поддержку оказали семья и друзья, которые приезжая в гости обязательно покупали что-то из ассортимента. Вскоре дело сдвинулось с мертвой точки – приводить клиентов начала таргетированная реклама. Каким-то волшебным образом у ребят появились даже два инвестора, которые поверили в их дело и согласились профинансировать покупку необходимого оборудования.
— Один из них наш давний друг, а второго привел Иван, который не упускает возможности рассказать о нашем деле в своём окружении. – улыбаясь рассказывает Роман. — Сейчас мы проводим своеобразный технический апгрейд. Приобрели станок и закупаем оснащение для производства новых разновидностей флейт. Кроме того, станок позволит нам увеличить объёмы производства, ведь сейчас я все делаю вручную и просто не успеваю удовлетворять запрос.
В день удается делать по одной-две флейте, а спрос таков, что сегодня, например, у меня на продажу имеется только один экземпляр.
Сейчас стоимость флейт у ребят варьируется от 60 до 200 рублей. В месяц удается продать от 10 до 17 штук. Выручка нестабильна и пока необходимость сторонней подработки у Романа все ещё остается. Но мастер уверен, что с включением в процесс станка и выходом на большие мощности дело станет прибыльнее. Большой конкуренции в сфере производства флейт в Беларуси он не ощущает.
— У нас в стране ниша флейтистов довольно свободна. Есть мастера, которые точечно что-то делают, но массовости в этом нет и, в целом, конкуренция не ощущается. — делится Роман. — Кроме того, если брать во внимание этническую флейту, то это инструмент достаточно аутентичный. У каждого мастера он по виду своему и звучанию отличается и у каждого свои почитатели.
Однако оставаться только мастером по изготовлению этнических флейт Роман не планирует. Сейчас его также заинтересовала тема изготовления профессиональных флейт, ведь в Беларуси этот сегмент представлен только зарубежными производителями.
«В Беларуси производства своих профессиональных флейт как такового нет. Наша цель – начать их делать»
— Этническая флейта – это народный духовой инструмент, который любят за простоту. Их покупают люди, желающие приобщиться к музыке в обход профессиональному обучению, играть для себя, для души. Мы и дальше будем их делать, однако, стоит признать, что природная форма таких флейт, не позволяет добиться больших возможностей в плане октав. Поэтому этот инструмент не очень интересен профессионалам и не используется для академического обучения музыке. Если касаться такого уровня, как блок-флейта и академическая свирель – это более технологичные и точные музыкальные инструменты. Играть на них учат в начальном блоке музыкальной школы. Мой интерес сейчас состоит в том, чтобы освоить их изготовление и на своем примере показать, что в Беларуси могут делать инструменты такого качества. Ведь большинство у нас пользуется дорогими немецкими Hohner, либо и вовсе какими-то дешевыми пластиковыми аналогами, которые ни звучанием своим, ни видом не могут ни на что вдохновить. — делится своими мыслями Роман.
Мастер уверен, что экономия на инструменте часто оборачиваются тем, что что ребенок теряет желание заниматься музыкой, ведь осваивать инструмент низкого качества неинтересно.
— Мы планируем предложить нечто среднее по цене без ущерба качеству. Уверен, когда такая флейта появится на нашем рынке, многие отдадут предпочтение именно ей.
«Вся эта история о том, чтобы жить легко и просто слушать своё сердце»
Говоря перспективах Роман полон энтузиазма и видит себя не единственным мастером на своём производстве.
— Мне хотелось бы сплотить вокруг этого дела несколько мастеров и создать своеобразную творческую артель. — делится своими планами на будущее Роман. — У каждого будет возможность создавать свой инструмент, либо запустить именную линейку, которая подчеркнет индивидуальность мастера.
Не исключает Роман появления других изделий, а также музыкальных инструментов другого класса, например монохордов.
— Очень много идей и задумок, которые хочется реализовать. Есть предчувствие, что всё должно получиться как нужно. Сейчас мои родные и друзья поддерживают мою деятельность и с интересом наблюдают за тем, как изменилась моя жизнь, как я нашел своё дело. Для себя я уже давно решил, что чем бы я не занялся это должно быть про любовь и доверие к себе, к миру. Только из такой позиции всё начинает получаться.
(с) ALOVAK