Читатели ALOVAK наверняка хорошо знают творческого человека, у которого мы взяли (и не могли не взять!) интервью. Ведь это одна из создательниц нашего журнала – прекрасная художница, талантливый дизайнер и большая оптимистка Ирина БЕЛЬСКАЯ. Наша беседа получилась как лучшее лекарство от осенней хандры – наслаждаемся!
Текст подготовила: Катерина Буто
Фото: Светлана Ворошилова
Об уходе из офиса и работе на себя
– Расскажи, как ты решилась уйти в свободное плавание?
После окончания университета я 8 лет проработала дизайнером в офисном режиме. Это был очень ценный опыт и отличный старт в развитии вкуса и понятии дизайна. После того, как я ушла с последней работы, какое-то время продолжала заниматься дизайном в качестве индивидуального предпринимателя. Работала с клиентами, давала объявления об услугах, вела бухгалтерию, подписывала договоры. Я создавала дизайн упаковки, всевозможные полиграфические макеты.
Постепенно, с развитием моего ремесленного дела, я стала брать все меньше заказов, в итоге полностью ушла в свою основную деятельность – создание интерьерных изделий в мастерской «КРАСИВО ДОМА». Можно сказать, что ручное творчество вытеснило компьютерное. По офисной работе не скучаю – все перекрывает возможность работать без рамок и ограничений по идеям и распоряжению временем.
– Работать на себя – насколько сложно или легко тебе это дается?
Я так вошла во вкус, что и не представляю сейчас свою жизнь в офисном формате. Это особое удовольствие – распоряжаться самой своим временем. Я могу сама регулировать свою деятельность в зависимости от загрузки, желаний, самочувствия, погоды, иных факторов. Могу устроить себе выходной, а могу работать сверхурочно, не покладая рук. И что для меня очень важно – я могу переключаться между разными делами в течение рабочего дня. Так дни выходят насыщенными и разнообразными.
Это особое удовольствие – распоряжаться самой своим временем.
Об образовании
– Ты по образованию культуролог-менеджер. Не жалеешь, что в свое время не пошла учиться в художественном направлении?
Долгое время у меня были сомнения по этому поводу. «А вот если бы я училась на художественном, то возможно я сейчас…» И эти мысли только терзали душу, не прибавляя уверенности и оптимизма. Потом я поняла, что это мой собственный путь развития. И теперь даже считаю, что у меня есть свое художественное образование: оно сложилось за много лет моей творческой деятельности, сложилось и продолжает складываться по крупицам, благодаря посещению мастер-классов, курсов, прочитанным книгам, статьям, посещенным музеям, «насмотренности». Из-за недополученного академического художественного знания у меня к нему большой интерес и тяга. И, как следствие, добытые мною, а не преподнесенные знания приобретают для меня бОльшую ценность. К сожалению, высшее художественное образование не гарантирует успешности в творческой сфере.
В любом случае моя нынешняя деятельность, мои образы и идеи – это моя собственная дорога развития, которая и заключается в ином образовании, в работе дизайнером, в личных творческих поисках, и в какой-то степени складывается из того, что я не знала, как надо и как правильно.
Потом я поняла, что это мой собственный путь развития. И теперь даже считаю, что у меня есть свое художественное образование…
– А сможешь вспомнить все курсы, кружки и МК, которые ты посещала?
О, да. Попробую в хронологическом порядке: детский кружок керамики, создание искусственных цветов, батик, живопись и графика, фотокурсы, лозоплетение, керамика и гончарное дело, декоративная роспись, работа с гипсом, дизайн интерьера, столярное дело, резьба по дереву, токарное дело. Видимо, что-то все же упустила:)
О направлениях в творчестве
– Ты начинала свой «ручной» путь с керамики и гипса, а пришла к дереву. Как это произошло?
С детства меня тянуло создавать что-либо своими руками. После того, как начала заниматься керамикой, задумалась о собственной печи для обжига. А пока мечтала и ходила на занятия, параллельно открыла для себя гипс и резьбу по нему. Собственно, мои первые фигурки в приближенном к нынешнему стилю были из гипса. Участвуя в первой своей ярмарке, от многих посетителей я услышала, что мои работы будто деревянные. И летом я попробовала выпилить что-нибудь из дерева. Я живу в частном доме, и после строительства у нас остались обрезки досок. Обнаружив их во дворе под навесом, тут же выпилила своего первого деревянного ангела. И мне понравилось! Так дерево стало проникать в мою жизнь все больше.
-Но при этом ты используешь и другие материалы в своем творчестве?
Все мое творчество – это огромный отклик, порыв моей души, с чем бы я не работала. Мне бы хотелось больше времени уделять другим материалам, в частности глине, и совмещать керамику с деревом. Но я позволяю материалу и творчеству управлять собой.
Но я позволяю материалу и творчеству управлять собой.
-Какие сложности в работе с деревом?
А я даже не могу ничего конкретного назвать… Ну, палец, бывает, порежешь при резьбе –заклеил и работаешь дальше. Руки могут устать пилить – переключаюсь на роспись. Все эти трудности решаемы. Для меня главное, чтобы был материал, а инструмент находился в рабочем состоянии.
Думаю, самое важное в любой деятельности с любым материалом – подружиться с ним, почувствовать. Спустя 6 лет работы с деревом мне кажется, у нас получилась крепкая дружба. Я позволяю дереву быть деревом. Я не укрощаю дерево. Нет. Я люблю дерево.
-Расскажи о роли рисования и живописи в своем творчестве.
Это такая же неотъемлемая часть моей души. Это мой способ отдыха и переключения, что ли. Когда возникают сильные порывы рисовать, их не унять – сажусь и рисую. Иллюстрации потом становятся открытками, а картины, случается, попадают на выставки, находят себе дом, либо живут у меня.
О творческом процессе
– Как ты планируешь свое время для работы, как находишь возможности отдыхать?
Зачастую процесс формирует предстоящая ярмарка или заказы, когда есть конкретные даты, сроки. Когда нет ни того, ни другого, я могу воплощать свои идеи из блокнота, и это очень приятно. Я вообще человек очень отвлекающийся, и мне нужно это отвлечение для плодотворной работы. Попилила, полила цветы, пошлифовала, картину стала рисовать, потом планы составила, ответила на письма и запросы, упаковала посылку, приготовила ужин, встретилась с друзьями… Или вообще ничего не делаю, хоть последнее мне дается с трудом. Я люблю деятельность и долго не могу без дела, мне нравится чувствовать движение вперед.
Я вообще человек очень отвлекающийся, и мне нужно это отвлечение для плодотворной работы.
– Что думаешь насчет делегирования хотя бы части своей работы?
Минимальное делегирование у меня есть. Я заказываю рамы и подносы. Потом их для своих работ дорабатываю, подрезаю. Часть посылок отвозит муж в транспортную компанию – это тоже облегчает мою работу.
Создание формы изделий и роспись не могу перепоручить. Все же я нацелена не на большой поток производства изделий, а на свои авторские экземпляры. Поэтому пока вижу лишь смысл вкладываться в оборудование, станки для облегчения физической работы.
Все же я нацелена не на большой поток производства изделий, а на свои авторские экземпляры.
– Многие мастера со временем отказываются от работы на заказ и выставляют на продажу только готовые изделия. Как относишься к этому?
Очень понимаю их и сама сократила до минимума работу на заказ. В этом сплошное развитие, творчество и независимость, на мой взгляд.
– Какие заказы ты никогда не возьмешься выполнять?
Никогда не возьмусь за воплощение не своей идеи. Это для меня неприемлемо.
О продвижении онлайн и оффлайн
– Без продвижения в наши дни никуда, согласна? Как у тебя обстоят дела с этим?
Сейчас я уже закатываю глаза, когда вижу слово «продвижение». Слишком много навязчивой информации о нем. Конечно, это все важно для творческого человека. Хочется, чтобы работы видел весь мир, благо сейчас есть такая возможность. И хорошо бы разбираться и понимать, как это работает. Но в погоне за лайками можно потерять творчество, спокойствие. Я за продвижение от души. Просто искренне делай свое дело и регулярно делись с подписчиками – вот как мне хочется, чтобы это работало. И мне кажется, у меня именно так и получается. Я выкладываю фото, делая это по велению сердца, – мне есть, что показать, и чем поделиться.
Я за продвижение от души. Просто искренне делай свое дело и регулярно делись с подписчиками – вот как мне хочется, чтобы это работало.
– Как вообще потенциальные заказчики и покупатели могут узнать о Ирине Бельской?
В основном через Инстаграм и ярмарки. Недавно про меня была заметка в газете из моего детства, эфир на радио и небольшой ролик по ТВ – видимо и оттуда кто-то узнал про Ирину Бельскую. А вот сейчас кто-то познакомится со мной через это интервью 🙂 Приветствую!
– Расскажи про выставки-ярмарки – за что любишь, как готовишься к ним?
Каждая ярмарка для меня – это стресс. Как само участие, так и сборы. Но стресс этот очень продуктивный. Благодаря ярмарке я создаю много изделий, которые не создала бы в таком количестве вне такого мероприятия. Плюс ярмарок – покупатель или ценитель может увидеть вживую то, что видел в Инстаграм на фото, по которому зачастую сложно представить себе размер, объем и «живость» работы. И мне приятно развиртуализироваться со своими подписчиками, видеть их улыбки, слышать теплые отзывы о моих работах. Это заряжает и окрыляет.
– Ты рассматриваешь возможность «выхода» на зарубежных покупателей с помощью того же Etsy?
Периодически я об этом думаю и понимаю, что этому нужно посвятить большую часть своего времени, чтобы разобраться и выставлять свои работы, общаться по вопросам покупки. Вот как раз это я с удовольствием делегировала бы кому-то. Но иметь множество источников реализации для меня пока было бы напряженно. Я не готова сейчас тратить много время на отслеживание всех соцсетей и площадок, где можно выставлять работы. Возможно, в будущем что-то изменится.
О мастерской
– Работать дома и в мастерской – в чем разница?
Я совсем недавно переехала в свою мастерскую, и мне есть, с чем сравнить. Отдельное пространство – это, конечно, невероятно прекрасно. Теперь я выхожу из дома, спускаюсь по лесенке, прохожу шагов 10, поднимаюсь по другой лесенке – и я на работе. Раньше же было так: где вставала, там и работала. Но тем не менее работа дома возможна – ничто не должно останавливать творческие порывы, нужно находить решение. Пусть это будет угол в квартире, но ваш!
Своя мастерская – награда от «КРАСИВО ДОМА» для меня. Это стало возможным через 5 лет моей деятельности. Для меня это показательный результат развития.
Своя мастерская – награда от «КРАСИВО ДОМА» для меня. Это стало возможным через 5 лет моей деятельности.
– Расскажи о своей мастерской. Как ты пришла к ней и как строила?
У нас была старая хозяйственная постройка, которую мы с мужем снесли, и он, хоть и не быстро, но своими руками построил на этом месте мастерскую для меня. Муж – программист, до этого никогда ничего не строил, горжусь им.
Мастерская вышла именно такая, какая есть сейчас, из-за ряда ограничений и правил строительства в частном секторе города. Нужно было учитывать расстояние от соседей, потребность в лестнице, ограниченный метраж постройки, наличие соседских строений… Размер мастерской должен был быть не больше, чем у старой постройки, поэтому строили в два этажа. Расположение соседей определило наклон крыши (односкатная). Из-за необходимости во внешней лестнице появилась терраса. Вот так, одно к одному, и сложилось все.
Я знала, что обязательно должно быть внутри: вода (умывальник и уборная), шкаф, диван из матрасов, большая столешница возле окна и библиотечный шкафчик – это то, что на стадии мечты я хотела разместить. Я очень довольна своей мастерской, мне в ней очень хорошо и комфортно творить.
О месте жительства и красоте дома
– Как влияет на твое творчество место, в котором ты живешь? Имею ввиду и локальное конкретное место, и более глобально – родную страну.
Частный дом дает потрясающее ощущение свободы творчества, плюс сюда прибавилась и свобода в графике дня – бери и делай. Возможность хранить доски, поленья, ветки под навесом, работа на улице в теплое время года – это мое идеальное рабочее место. Я бы сказала, что частный дом – это определенный уклад жизни, который отражается на поведении и творчестве.
Я белоруска и мое творчество белорусское. Если бы я жила, к примеру, в Африке, то вероятнее, рисовала бы жирафов, слонов и пальмы. А у меня наше, родное – елки, гуси, коты, лисы. Хотя я и говорю по-русски, ко мне часто в мыслях приходят белорусские слова, и картины зачастую я называю на родном языке. Такие названия наиболее полно отражают мои чувства и эмоции, а равносильный русский аналог подобрать не получается.
Я бы сказала, что частный дом – это определенный уклад жизни, который отражается на поведении и творчестве.
-А что для тебя “КРАСИВО ДОМА”?
Сейчас для меня это больше, чем название моей мастерской. Я бы сказала, это образ жизни, философия, мышление. Как и отдельные понятия о красоте и доме.
Дом – это не просто помещение для жизни. Это место, где живет душа. Куда возвращаешься, и тебе хорошо, будто в маминой колыбели. Дом – это не всегда и физический объект. Он может быть невидимым постороннему глазу. Дом может обнимать, утешать, давать силы. Я это вижу: чем больше вкладываем в свой дом, тем больше он отвечает нам взаимностью. Мне хорошо и красиво дома!
А красота – это критерий схожести. Меня и моих подписчиков, покупателей объединяет общее, схожее представление о красоте. Мне приятно, что есть люди, которые разделяют мое «КРАСИВО ДОМА».
Мне хорошо и красиво дома!
О поддержке близких, движении вперед и призвании
– Как близкие относятся к твоему творчеству? Как они отреагировали, когда ты ушла с работы, и что менялось в их отношении с течением времени?
Мне никто не указывал, как мне поступать и что делать (последнее указание было при поступлении, когда мама была категорически против художественного университета). Мои родные не сильно вникают в мою деятельность, видят, что приходят заказчики, с мужем ездим на ярмарки. При всем этом я чувствую поддержку и поощрение с их стороны. И вижу, что они гордятся, когда читают обо мне заметку в газете и смотрят репортаж по телевизору.
-Какие советы ты дашь начинающим мастерам?
Идти своим путем, делать, что нравится, не бояться, не копировать чужие работы, не красть идеи, думать и придумывать, развиваться и совершенствоваться. И даже в моменты уныния и кризиса ДЕЛАТЬ, не опускать руки и знать, что это временно. Только в движении можно выйти из темной полосы. Остановившись, можно в ней остаться навсегда.
И даже в моменты уныния и кризиса ДЕЛАТЬ, не опускать руки и знать, что это временно.
Сейчас очень много внимания уделяется поиску призвания. Будто существует единственно правильный вариант развития человека, его призвания, цели. А такого, на мой взгляд, не существует. Просто нужно делать то, что умеешь, к чему тянет. Делать хорошо и искренне. Будь-то уборка в доме, или работа, творчество, хобби. Делай то, что можешь сейчас – вот мое мнение. А то получается, есть призвание, а есть некие неважные мелкие делишки, на которые и размениваться не нужно. Ну уж нет – все важно в жизни. И возможно, в этот момент самое важное, что вы можете сделать, – это помыть посуду. Главное, не застывать в прострации, а делать! Делать большие, маленькие и очень маленькие дела по возможностям и силам этого дня и момента.
И возможно, в этот момент самое важное, что вы можете сделать, – это помыть посуду.
О вдохновении и отдыхе
-Твое вдохновение – это рабочий инструмент или определенное состояние души?
В последнее время мое отношение к вдохновению несколько раздвоилось. С одной стороны, я не придаю вдохновению столько значения, чтобы сесть, ничего не делать и ожидать его прихода. С другой стороны, я знаю, что такое быть вдохновленной, когда горят глаза, и ничто не может остановить от воплощения идеи, либо, как минимум, от пометки, зарисовки идеи на будущее.
Верю, что вдохновение можно пригласить к себе, сев за листок бумаги с ручкой и поставив задачу по придумыванию чего-либо. Можно просто на прогулку выйти с запросом и искать ответы в окружающих объектах. Но если нет вопроса – нет и ответа. Иногда для вдохновения следует напрячь мозг и подумать, поразмыслить – «раскочегарить» мозговую деятельность.
Я знаю, что такое быть вдохновленной, когда горят глаза, и ничто не может остановить от воплощения идеи, либо, как минимум, от пометки, зарисовки идеи на будущее.
-Бывают ли периоды, когда хочется отложить все рабочие инструменты подальше?
Конечно, и такой период необходимо улавливать, отпустить себя и объявить выходные. Эмоциональная, да и физическая усталость очень чувствуется после ярмарки – это время, когда не хочется даже думать о работе, хоть работа и любимая. В такие периоды я люблю заниматься уборкой: она очищает не только пространство, но и обнуляет внутреннее состояние.
-А как ты отдыхаешь?
Для меня самый лучший отдых– это переключение деятельности. Мне очень нравится, что я могу распоряжаться своим временем и переключаться между занятиями. Отдельный вид отдыха – прогулки по близлежащему полю. Путешествия приносят перезагрузку, долгие купания в ванне заряжают энергией.
О планах и судьбе
-Что планируешь дальше, к чему стремишься?
Я вот недавно думала про это. Точнее рассуждала, что надо бы придумать себе цели и мечты, а то как без них жить-то :). А я сейчас вроде как живу без них. Делаю, что мне нравится без долгосрочных планов. Есть небольшие задачи на день, неделю – обожаю их записывать в тетрадь и вычеркивать по завершении. И мне нравится вот так жить и работать – просто делать, что я могу прямо сейчас.
-Вообще, как относишься к поговорке «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах»?
Считаю, что планы нужно строить с пониманием и принятием гибкости этих планов. Чтобы не страдать и не убиваться, если что-то не удалось выполнить в намеченный срок. Вообще я склонна придерживаться девиза «Что ни делается, все к лучшему». Нам нужно стать спокойнее и в какой-то степени довериться вселенной, судьбе или богу, как угодно, с мыслью, что нам уготовано судьбой лучшее для нас. Порой именно наша суетливость и создает невозможную атмосферу для развития.
Нам нужно стать спокойнее и в какой-то степени довериться вселенной, судьбе или богу, как угодно, с мыслью, что нам уготовано судьбой лучшее для нас.
(с) ALOVAK
Добрый день, помогите,пожалуйста,связаться с Ириной Бельской,чтобы сделать ей заказ.Инстаграмм отключен.Можно ей передать мою почту? inna.baden@yandex.ru С уважением,Инна Россия,Екатеринбург
Ирина,добрый день,я хочу выразить свое огромное восхищение вашему таланту,вашим работам. Это чудо расчудесное,душевность и волшебство! Мне 60,я шью народных куколок из старинных тканей,но ваши работы что-то во мне перевернули,захотелось двигаться дальше,что-то еще новое сотворить.Решила попробовать делать маленькие миниатюры для куколок из дерева. Ирина,если это не большой секрет,вы не поделитесь: какие краски вы используете,чтобы получилось под старину? С ОГРОМНЫМ уважением! Угнич Ольга,Нижний Новгород
Ничего себе, все условия для творчества и муж понимает и помогает и занимаюсь для души, просто рай устроила себе в третьем измерении. Да не всем, так везёт.С такими условиями больших тебе взлетов в художественном творчестве!