Алёна Наливкина – не просто художник-график с узнаваемым стилем работ. В первую очередь наша героиня для себя – мама и жена. И после разговора с ней понимаешь, что расстановка приоритетов таким образом может не только не помешать, а наоборот, поспособствовать самореализации, успеху и развитию, как профессионала. Одно важное уточнение: как говорит Алёна, это все возможно только при увлеченной работе «не покладая рук».
Благодарим оренбургского фотографа Дениса Насаева за фотографии нашей героини, специально созданные для ALOVAK!
Текст подготовила: Катерина Буто
Фото: Денис Насаев
О рисовании и учёбе
Рисование для меня – это образ жизни. Самореализация и работа, профессия. Потребность. Вход и выход.
По словам родных, рисовать я начала примерно в год, все детство была увлечена этим занятием. И сейчас по факту я иллюстрирую чаще именно детские книги. Среди моих работ такие произведения, как «Калоши счастья» Владимира Одноралова, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойла, «Повелитель пампы» Владислава Бахревского, «Наследие Арне» Зигфрида Ленца, «Новое платье короля» Х. К. Андерсена.
Я закончила Оренбургское художественное училище, после – факультет графики Петербургской Академии художеств. Два специализированных образования принесли мне два красных диплома 🙂 Если серьёзно, не только это. Любое образование даёт огранку.
Любое образование даёт огранку.
В итоге моя учёба – два учебных заведения – заняла 11 лет. Но и сейчас каждый проект, каждая книга – как процесс обучения для меня, как будто вновь нужно получать диплом.
О любимых авторах
Я выросла на больших альбомах с репродукциями А. Дейнеки, В. Серова, Б. Кустодиева, А. Бенуа, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова, Ж.О.Д. Энгра, альбомах иконописи, русских художников и альбоме Ренессанса – буквально перечислила книги моего детства: именно такие в те годы смогли раздобыть в нашей семье. Эти огромные альбомы до сих пор в моей библиотеке, которую сперва родители, а потом уже я сама расширили с годами.
В студенчестве я вообще пропадала в публичных библиотеках – много смотрела и альбомы разных художников, и всякие старые издания, каталоги. В библиотеке Академии художеств был очень большой выбор старинных фолиантов, кои особенно трепетно люблю.
Из иллюстраторов прошлых лет наиболее близки Геннадий Калиновский, Александр Шуриц, Фёдор Лемкуль, Владимир Гальдяев, Вернер Клемке. На них я выросла, для меня это определённый ориентир.
Очень люблю творчество и современных иллюстраторов – Антона Ломаева, Евгении Двоскиной, Виктора Бритвина, Кирилла Чёлушкина, Владислава Ерко, Виктории Семыкиной, Клауса Энзиката (Klaus Ensikat).
О техниках работы
Во время учёбы я использовала в живописи и рисовании разные материалы, но постепенно пришла к графике. Что лучше получается – то и моё. Я люблю линию, а цвет для меня всё-таки вторичен. Как-то с ним всегда не складывалось.
Я люблю линию, а цвет для меня всё-таки вторичен.
Долгое время увлекалась коллажами, но их уже куда меньше в моем творчестве. Хотя в блокноты-скетчбуки порой что-то вклеиваю.
Мой самый главный материал и инструмент – это чёрная гелевая или шариковая ручка. Ещё линер, роллер, капиллярная ручка, тонкий маркер. И цветные карандаши – довеском.
Бумага может быть любая, лишь бы на неё хорошо ложился мой материал (ручки, карандаши).
О творческом процессе
Рисую почти каждый день. Мой творческий процесс описать сложно. Или точнее, скучно выйдет. Достала чистый лист – рисую. Или сижу рядом с сыном/мамой/подругой в кафе – попадается под руку чистая салфетка, обрывок листа, записка – рисую. Но это вроде и не творчество ведь – так, «рисовальня» всякая. А рабочий процесс – это когда подходишь к письменному столу, берёшь инструмент … и линия побежала.
А рабочий процесс – это когда подходишь к письменному столу, берёшь инструмент … и линия побежала.
Кто-то сказал, что вдохновения нет, есть профессионализм. И я с этим согласна. Конечно, когда нездоровится самой или детям, когда занят, тогда и не рисуется, просто потому что физически некогда. И ритуалов у меня никаких нет, чтобы настроиться на работу. Главное – достать лист бумаги.
Сюжеты моих иллюстраций приходят ко мне сами собой. Почти сразу я вижу, что хочу нарисовать – и думаю, что скорее всего это всё-таки навык, которому можно научиться.
О направлениях в работе
Занимаюсь в основном книжной иллюстрацией, и люблю ее трепетно – я ведь иллюстратор по специальности, закончила мастерскую книжной графики на соответствующем факультете Академии. Работаю сейчас над романом Фрэнсис Элизы Бёрнетт «Таинственный сад», об остальном умолчу – боюсь спугнуть.
Часто берусь за заказы. Нюанс: не рисую портреты конкретных лиц, достигать сходства людей в работах – совсем не моё, и я спокойно к этому отношусь. Немало рисую и на свободные темы, по велению души. Это даёт разнообразие тематики, что, полагаю, спасает от «выгорания». Бог миловал.
Немало рисую и на свободные темы, по велению души. Это даёт разнообразие тематики, что, полагаю, спасает от «выгорания».
Любопытный момент (многие этому почему-то удивляются) – не печатаю открытки или постеры со своих работ. Печать признаю только в книжках! Иные тиражи не люблю.
О семье и приоритетах в жизни
С момента рождения детей моя семья была у меня на первом месте. Можно перечислить по порядку мои социальные роли: в первую очередь я мама-жена-дочь-подруга, а только потом уже художник и всё остальное. Мои дети подросли, сейчас им 13 и 7 лет, но мой вектор не изменился. Приоритеты остались те же.
Пожалуй, я даже сущность свою стала больше понимать с появлением детей. Они у меня не ранние, так сложилось. В моей жизни как-то всё приходит вовремя – грех жаловаться. И это наполняет, есть чем делиться, есть, что изливать на бумагу. Грустные, мрачные истории не рисуются, хотя в жизни бывает разное. Как раз рисование спасает от негатива и настраивает на нужный лад. Никогда не халтурю на листе: всегда искренна. Очень важно понимание: что и для чего. Когда определяешься с приоритетами, всё выстраивается в определённую систему. Но, кажется, это понимание приходит с возрастом 🙂
Очень важно понимание: что и для чего. Когда определяешься с приоритетами, всё выстраивается в определённую систему.
Находить время на творчество с моим подходом – порой это некий квест, но мне помогают родители, да и дети немаленькие уже. Могу определённо сказать, что они – мои вдохновители. Поэтому и книжки стала всё больше детские иллюстрировать, да и вообще, тематика детства стала особенно близка. Кроме того, почти все персонажи похожи на моих мальчиков: что вижу, то и пою.
Мои родные уважают мою работу, всячески помогают. Но культа нет – у нас все вполне самодостаточные личности. В семье есть и заслуженный учитель, и заслуженный журналист. Родители дали мне лучшее образование, поспособствовали обучению в Питере, создали все условия. И вдохновляют меня тоже!
О том, что «за кадром»
Мой профиль в Instagram – это что-то из разряда «других посмотреть, себя показать». Но личный блог стал и еще и местом работы: большинство заказов приходит именно через эту социальную сеть.
На «околотворческие» занятия, такие как маркетинг, продвижение и подобное, у меня попросту нет времени. Да и не нужно это мне, вероятно. Хотя творческий план работы (переписка, расписание заказов, ведение блога) всегда есть на пару месяцев вперёд. Но «он сам меня нашёл». И это не угнетает – привыкла. Я занимаюсь тем, что мне нравится – это большой стимул. Есть и рутина, но рисование компенсирует. Причем очень многое. Могу перефразировать одну известную фразу: в любой непонятной ситуации – рисуй! Это правило вообще применимо к моей жизни в целом.
Я занимаюсь тем, что мне нравится – это большой стимул. Есть и рутина, но рисование компенсирует. Причем очень многое.
О мастер-классах, плагиате и советы начинающим
Как преподавателя в мастер-классах себя не вижу. Одно дело самой нарисовать, а вот объяснить, как это сделать, – совсем другое, и уж куда сложнее для меня – научить. Предпочитаю делать то, что умею. Хотя преподавала около десяти лет в Оренбургском университете на кафедре дизайна, но это другая история – там я обучала не рисованию, а дизайн-проектированию.
Начинающим художникам могу посоветовать банально больше творить. Продвигать свои проекты, участвовать в конкурсах, быть творчески активным. Больше рисовать! Количество переходит в качество. Быть наблюдательнее. Больше наблюдать за другими авторами и их работами – это воодушевляет, двигает на создание Своего. Ищите, пробуйте.
Важно: если копируете, делайте это «в стол». Я копировала в своё время (лет в восемнадцать) художника Мстислава Добужинского, правда, всегда отсебятину начинала вносить в работы. Никому не показывала, тем более, не продавала. Мало того, всё это было некой игрой – «разрисовкой». Я и сейчас очень, очень много насматриваю – но не копирую, конечно (не интересно совсем!), и похоже даже не рисую. Каждая понравившаяся чужая работа – это импульс, вдохновение (видишь свой вариант, порой вообще очень далёкий от увиденного), толчок!
Важно: если копируете, делайте это «в стол».
А к плагиату отношусь… Не треплю нервы. Да и некогда мне тратиться на борьбу. Лучше направлю свою энергию на созидательное – пойду порисую. И нарисую лучше! Плагиат всегда был и, увы, будет. Это сопутствующий эффект любой популярности – выложил что-то в сеть: любой может скопировать, хотя бы попробовать это сделать.
О вдохновении и планах
Меня вдохновляет в творчестве всё. А особенно чистый лист бумаги. Вдохновляет любовь, мои дети, мир. Но вдохновение идёт изнутри – можно сказать, это мой образ жизни, мои принципы – растить, любить и рисовать, не покладая рук.
Но вдохновение идёт изнутри – можно сказать, это мой образ жизни, мои принципы – растить, любить и рисовать, не покладая рук.
Главные увлечения помимо рисования – это семья, дом, сад, друзья, путешествия – вполне насыщенно. На большее не претендую, осилить бы это.
Планирую только одно – рисовать. Больше иллюстраций, больше книг!
(с) ALOVAK
Обратите внимание!
Больше интервью с творческими личностями читайте тут – http://alovakmag.by/tvorceskie-ludzi