Кажется, каждая мама слышала про педагогическую систему, которую создала в первой половине ХХ века итальянский врач и педагог Мария Монтессори. В наше время по ней работают с детьми во всем мире как дома, так и в детском саду. А иногда даже применяют методы Монтессори в школах. Система основана на идеях свободного образования, и самое важное место в ней предоставлено развитию органов чувств при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.
Многие из наших мастеров делают игрушки, игры и развивающие материалы, которые можно купить и применять в педагогике Марии Монтессори. Мы подготовили материал, который поможет вам сориентироваться в занятиях, которые будут интересны ребенку в том или другом возрасте, и предлагаем подборку Монтессори-изделий от беларуских мастеров.
Над падборкай працавала: Алеся Акуленка
Содержание
Общая информация
Методика Монтессори направлена на развитие моторики, речи, математических представлений, бытовых навыков, учит ребенка понимать причинно-следственные связи. Чем же игрушки системы Монтессори отличаются от остальных?
- Отдается предпочтение натуральным расцветкам и материалам: дереву, ткани, металлу, стеклу. Это не только более экологично, но и полезно: разнообразие фактур обогащает сенсорику ребенка.
- Каждая игрушка предназначена для оттачивания ОДНОГО навыка. Только так дети учатся концентрироваться и добиваться результата.
- Игрушка должна нести информацию о реальности. Чем младше ребенок, тем более приближенной к реальности должна быть игрушка. Часть мозга, отвечающая за воображение, формируется после 6 лет.
- Самое главное: игрушка должна соответствовать стадии развития ребенка. Для этого необходимо владеть определенными знаниями (книги, видео, курсы в помощь), а также внимательно наблюдать за малышом.
А теперь мы посмотрим, как отразились принципы педагогики Монтессори на производстве игрушек, игр и обучающих материалов для детей дошкольного возраста.
0-6 месяцев
Бусины, кольца, грызунки
Бусины и кольца развивают хватательные движения ребенка. Грызунок помогает прорезаться первым зубкам и облегчает боль в воспаленных деснах. Разнообразие фактур помогает малышу познать мир и стимулирует развитие центральной нервной системы.
Для изготовления игрушек в этой категории беларуские мастера используют самые разные породы натурального дерева: можжевельник, бук, клен, ольха, липа. Кроме дерева идут в работу хлопковые нитки – ими мастерицы обвязывают свои бусины.
Погремушки
Погремушки создают звуковой эффект, который учит малыша устанавливать причинно-следственные связи и стимулирует поисковый рефлекс, который, в свою очередь, побуждает к исследованию окружающего мира. В первые месяцы при помощи погремушек стимулируется мозговой центр и периферические нервы ребенка, что в будущем отражается на гармоничном развитии малыша.
Беларуские мастера используют только экологические материалы и наполняют свои погремушки гречкой, которая создает очень приятный мягкий звук.
Мобили и растяжки
В первые месяцы жизни ребенок учится фиксировать взгляд на предметах. Для развития визуального восприятия малышам сначало нужно выбирать черно-белые мобили.
В шесть недель ребенок может отличать цвета. Можно предложить мобиль, состоящий из ярких цветов и имеющий объем.
В 2-3 месяца малыш начинает различать оттенки. Поэтому нужно повесить мобиль из фигур одного цвета, но разных оттенков, которые висят на нитках разной длины и создают восходящую линию.
В 3-4 месяца нужно, чтобы ребенок учился сосредотачиваться и контролировать движения рук. Мобиль подвешивается достаточно близко к малышу, движения его ручек создают круговорот воздуха, от которого игрушки танцуют!
Мобили наших беларуских брендов отлично справляются с этими задачами.
6-12 месяцев
Кубики
Ребенок пытается ставить кубик на кубик, собирать башни, что развивает концентрацию и ловкость.
Наши мастера делают кубики высокого качества из разных пород дерева: ясень, груша, клен, дуб.
Сортёры
Сортёры для детей этого возраста – это игрушка на изучение цвета, а также зрительно-моторной координации.
Пирамидки с кольцами
Пользу пирамидки для развития ребенка трудно переоценить:
- Координация движений и развитие мелкой моторики.
- Развитие логики ребенка.
- Знакомство с понятиями”больше-меньше”, “сверху – снизу”, “над –под”.
- Изучение счета. Малыша можно научить считать: “Сколько колечек в пирамидке?”, “Сколько надето?”
- Понимание и выполнение просьб: “возьми”, “надень”, “сними”, “достань” и т.д.
Пирамидки беларуских брендов, изготовленные из массива березы или бука, покрыты гипоаллергенной эмалью на водной основе (разрешенная для детских игрушек согласно DIN.EN-71.3).
Подставка
Развитию крупной моторики поможет специальная подставка, благодаря которой ребенок будет подтягиваться и вставать. Позднее она пригодится, чтобы самостоятельно чистить зубки или помогать маме на кухне.
1-1,5 годика
Кубики, нанизанные на вертикаль
Утончению зрительно-моторной координации и хватательных движений служит пирамидка из кубиков. Сначала она состоит буквально из трех деталей одного размера, цвета и формы, чтобы ничто не отвлекало ребенка от нанизывания. Она учит нанизывать. Это уже потом собирать по размерам, цветам и т.д.
Копии реальных предметов
Игрушечные миниатюры позволяют, играючи, помочь малышу исследовать мир, научить его первоначальным знаниям и приобретению практических навыков, а также пополнить словарный запас.
Беларуские бренды создают миниатюрные копии овощей, фруктов, грибов, животных, насекомых, птиц из разных материалов: дерева, полимерной глины, льна, фетра, ваты.
Спортивный комплекс
Развитию крупной моторики и физическому развитию поможет спортивный комплекс.
Шнуровки
Уже давно доказано, что развитие руки напрямую связано с развитием отделов мозга, которые отвечают за речь ребенка. Развитие мелкой моторики руки – одна из основных задач общего развития детей этого возраста. И в этом помогут шнуровки.
Детали деревянных шнуровок беларуских брендов качественные и достаточно крупные, чтобы не беспокоиться о безопасности, и в тоже время удобные для детских ручек. С ними можно также изучить геометрические фигуры.
1,5 – 3 годика
Менажницы
Для развития тактильного восприятия, стереогностического чувства и способности классифицировать и сортировать понадобится поднос с несколькими секциями (менажница) и разные виды одного и того же объекта: фишки, раковины, орехи, семена растений, геометрические формы.
Беларуские мастера изготавливают качественные деревянные доски, менажницы и посуду разных форм и размеров.
Сортеры
Сортер-вкладыш – это игра для мелкой моторики, восприятия и тактильных ощущений.
Тактильное лото
Через пальчики ребенок получает информацию о фактуре: гладкий, ребристый, шероховатый и т.д., что помогает запуску речи.
С помощью наборов от наших мастеров вы сможете научить ребенка отличать мягкое от твердого, шероховатое от гладкого, крупное от мелкого, а также выучить цвета.
Тактильные книги
Тактильная книга – это разноцветная книга с картинками, апликациями, вшитыми или вложенными в кармашки мягкими игрушками, изготовленными из разных материалов, которые наощупь максимально приближены к оригиналу. Она помогает в развитии речи, изучении окружающего мира.
Беларуские мастера шьют для детей из ткани и фетра разнообразные развивающие книги, которые помогают закрепить наблюдения в игровой форме, а также развить фантазию в ролевых играх.
Кулинарные инструменты
С точки зрения Марии Монтессори, жизненная задача дошкольника – приспособиться к окружающей среде. В этом смысле приготовление еды – это и навык, необходимый для жизни, и тренировка очень разных и точных движений, и тактильное разнообразие, и математика, и сортировка, и навыки наведения порядка.
Музыкальные инструменты
Согласно многочисленным исследованиям музыка может:
- повысить уровень умственной координации и здоровья;
- помочь освоить основы математики и других наук;
- развить речевые навыки;
- тренировать разные виды памяти;
- формировать коммуникационные способности и умение работать эффективно в условиях многозадачности.
Беларуские мастера утверждают, что их музыкальные инструменты идеальны для базового знакомства с музыкой.
3-4 годика
Игрушки для нанизывания и сортировки
Нанизывание более мелких бусин совершенствует зрительно-моторную координацию и хватательные движения ребенка.
Однако нанизывать можно не только бусины, но и предметы разных форм, богатый выбор которых предлагают мастера.
Пазлы
Пазлы развивают логику, мелкую моторику, пространственное мышление и концентрацию. Начинать нужно с двух половинок картинки, а после постепенно увеличивать количество частей.
Мастера предлагают деревянные кубики и карточки для обучения и развития малышей.
Геоборд
Геоборд помогает:
- стимулировать мелкую моторику;
- улучшать память;
- развивать усидчивость и внимательность;
- исследовать формы и симметрию;
- создавать буквы и цифры.
Геоборды наших мастеров отличаются высоким качеством. С ними легко можно освоить основы геометрии и не только.
Конструкторы
Конструктор развивает пространственное мышление, логику, усидчивость, внимание и наблюдательность. Это будет отличный подарок как для девочки, так и для мальчика.
Балансиры
Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире оказывают воздействие на мозжечок, который отвечает за эмоциональные и ментальные составляющие, координацию движений, память и речь.
Отечественные бренды делают качественные деревянные балансиры, помогающие оставаться в балансе и детям, и взрослым.
4-5 лет
Миниатюры
Смысл миниатюр – познакомить ребенка с окружающим миром (поэтому игрушки должны быть максимально приближены к реальности) и увеличить его словарный запас.
Весы и счеты
Для ребенка понятия таких единиц измерения, как масса или вес, достаточно сложные. Но игрушечные весы превратят непростое задание в занимательную игру и подготовят к знакомству с математикой.
Счеты нужны для интеллектуального развития детей. Упражнения на них улучшают память, стимулируют наблюдательность, усидчивость, развивают мелкую моторику, позволяют в игровой форме решать простые примеры.
Звуковые игры
Звуковые игры – важный этап в развитии грамотности ребенка в возрасте от 4 до 6 лет. Выразительно проговаривая названия предметов, ребенок учится отличать звуки и правильно их произносить. Это база, которую необходимо подготовить для последующего изучения письма и чтения.
Штампы
Штампы подготавливают руки ребенка к письму и помогают изучать окружающую среду. А еще это первые попытки декора: листа бумаги, рамки для фото или прописей.
Меловые поверхности
Рисование мелом помогает подготовить руку ребенка к письму, а также развить творчество и самовыражение.
Деревянные игрушки мастеров изготовлены вручную из экологических материалов с использованием сертифицированных покрытий.
Подвижный алфавит
Подвижный алфавит Монтессори – это несколько больших подносов с ячейками. В каждой ячейке лежит вырезанная из картона, фанеры или пластика буква письменного шрифта. Гласные – розовые или красные, согласные – синие. Прямая цель – сложить из букв подвижного алфавита то или иное слово. Косвенная цель – подготовка к письму, освоение метода чтения по слогам.
Игрушки для изучения космоса
Космическое образование Монтессори раскрывает глубинные связи между такими науками, как астрономия, химия, география, биология и т.д. Центральная идея – осознание себя космическим существом, которое глубоко изучает все, что происходит в космосе, внутри, ищет гармонию в себе и среди всех людей планеты.
Несколько рекомендаций от наших брендов, как начинать знакомство с космосом:
- Начните рассказ с нашей планеты.
- Потом расскажите про Солнце.
- Посмотрите отличный мультфильм “Маленькие Эйнштейны”.
- Обязательно включайтесь в игру.
- Проговаривайте названия планет.
Настольные игры
Настольные игры развивают следующие важные навыки:
- Математические способности и память
- Координация и мелкая моторика
- Пространственное мышление
- Концентрация внимания и волевые качества
- Логика и стратегическое мышление
- Развитие личности
Наши авторы создали много уникальных настольных игр, которые помогут полюбить беларуский язык с детства.
Ароматные изделия и полезные сладости
Сама Мария Монтессори писала, что лучшим способом тренировки органов обоняния и вкуса является вкусный обед. Кроме вдыхания запахов с закрытыми глазами, никаких определенных упражнений она не предлагала, а те, что существуют сейчас, не классические материалы, но созданные по их подобию.
Предлагайте ребенку отгадывать запах или вкус с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе или вкусе), абстрагируясь от всех остальных.
Необязательно для этих целей приобретать что-то в детском магазине, продукты с ароматами и вкусами найдутся в вашем доме. А если хочется чего-то замысловатого, посмотрите на нашем сайте предыдущие подборки ароматных или вкусных подарков от мастеров Беларуси.
***
Приобретая игрушки для ребенка, оценивайте их развивающий потенциал, обращайте внимание на качество материалов, цените ручную работу, интересуйтесь происхождением и историей бренда и поддерживайте своих!
(С) ALOVAK